Четыре муниципальных рынка Омска в 2020 году получили доход 130 млн. рублей.
В октябре на заседании рабочей группы комитета по вопросам экономического развития Омского горсовета депутаты рассмотрели вопросы существования МУП «Муниципальные рынки» города Омска. Напомним, этой весной депутаты разрешили предприятию снизить долю отчислений от прибыли в бюджет города с 85 до 30%. При обсуждении вопроса было решено уделить МУПу пристальное внимание.
Генеральный директор структуры Александр АЛГАЗИН рассказал, что сегодня в городе работают 12 рынков, из которых муниципальными остались четыре – Левобережный, Ленинский, Советский и Центральный рынки. Все они построены достаточно давно. Ленинский появился на свет в 1974 году, сейчас там 742 торговых места, из которых занято 487 (65,6%). Левобережный – самый молодой, его возвели в 1983 году, там 509 торговых мест, из которых заняты 374 (67,5%). Советский рынок начинает свой отсчет в 1970 году, он самый компактный – 364 торговых места, заняты 182 (53,7%). Основное здание Центрального рынка было построено в 1968 году, у этого старожила имеются 420 торговых мест, из которых заняты 228 (55,9%).
По мнению Александра АЛГАЗИНА, состояние рынков оставляет желать лучшего и требует к себе внимания:
— Инженерные коммуникации всех четырех филиалов предприятия находятся в сильно изношенном состоянии. Прежде всего это вызвано недостаточным финансированием для проведения капитального ремонта, а также давностью постройки зданий рынков. Особенно высоким является износ сетей водоснабжения. Сейчас перед предприятием стоит задача устранить недостатки, выявленные по результатам проверок. Существенные из них – оборудование зала Советского рынка приточно-вытяжной механической вентиляцией, а также ремонт пожарной сигнализации на Центральном рынке.
Кроме того, рынкам нужен ремонт, замена инженерных коммуникаций и улучшение внешнего облика территорий. «Это играет существенную роль в вопросе эффективности работы рынков. На данные цели необходимо будет потратить 57 млн. рублей. Данную сумму мы включили в план», – пояснил Александр АЛГАЗИН. Из указанных средств на Советский рынок требуется 5 млн. 830 тыс. рублей, на Центральный – 31 млн. 147 тыс. рублей, на Левобережный – 14 млн. рублей, на Ленинский – 5 млн. рублей.
По данным руководителя муниципального предприятия, количество посетителей на рынках и ярмарках в связи с пандемией снизилось на 20-30%, сократились и арендаторы: за 2019 – 2020 годы ушло 45. При этом АЛГАЗИН привел цифры, которые, по его мнению, доказывают, что предприятие развивается, не стоит на месте: в 2017 году доходы рынков составляли 114 млн. рублей, рентабельность предприятия была минус 1,8%, в 2018-м – 119 млн. рублей, рентабельность – 3,8%, в 2019-м – 129 млн. рублей, рентабельность – 0,9%, в 2020-м – 130 млн. рублей, рентабельность – 7,33%.
Однако несмотря на увеличение доходов рынков, часть депутатов Омского городского совета настроена скептически по отношению к идее их сохранения в сегодняшнем варианте. Заместитель председателя Омского горсовета Виталий ПУТИНЦЕВ, обратившись к представителям мэрии, задал вопрос: зачем вообще городу нужны муниципальные рынки. И. о. директора департамента городской экономической политики Михаил ЩЕЛКОНОГОВ пояснил:
— Социальную нагрузку, которую несет администрация, должны выполнять именно муниципальные рынки. Во-первых, на сегодняшний день ценовая политика по предоставлению мест сельхозтоваропроизводителям на губернских ярмарках на рынках самая низкая на территории города Омска, если сравнивать с частными рынками – Казачком, Первомайским, Амурским. Во-вторых, рынки, которые были приватизированы, сегодня фактически прекратили свою деятельность в этом качестве. На «Первомайском» остался маленький кусочек, все остальное превратилось в торговый комплекс, абсолютно далекий от рынков. Амурский вообще прекратил свое существование как рынок. Кировский, по большому счету, небольшой умирающий анклавчик. На Октябрьский тоже постоянные жалобы, что ничего хорошего там не происходит, собственник, который его выкупил, прекратил вкладывать деньги. Если мы избавимся и от оставшихся рынков, они просто прекратят свое существование и людям некуда будет ходить покупать продукты.
ЩЕЛКОНОГОВ напомнил, что у мэрии есть еще обязанность – обеспечивать доступ сельхозтоваропроизводителей на рынки города (131 ФЗ), и отметил, что в Новосибирске, где муниципальных рынков не осталось, городские власти для проведения ярмарок вынуждены выкупать территорию у предпринимателей, ставших владельцами рынков. «Нормально, это поддержка бизнеса. Ничего страшного», – отреагировал Виталий ПУТИНЦЕВ.
Представители мэрии как вариант предложили провести акционирование МУПа. Но ПУТИНЦЕВ уверен, что муниципальное предприятие в принципе не может быть эффективным, и не видит смысла и в его акционировании:
— Принцип-то останется тем же самым! Да, будет чуть посвободнее, да, у топ-менеджмента появится возможность работать поэффективнее. Но 3 млн. рублей в год от предприятия – это смех. Если рынки сдать в аренду, мы получим не 3 млн., а 33 млн. рублей в год. Этот путь для нас гораздо более эффективный, чем акционирование.
ПУТИНЦЕВ предложил администрации города просчитать вопрос сдачи действующих муниципальных рынков в аренду.
А АЛГАЗИН между тем настаивал на эффективности муниципального предприятия, в качестве доказательств он отметил, что в 2008 году доходы с 12 муниципальных рынков города составляли более 1 млрд. рублей:
— Можно было просто поставить эффективного менеджера, который бы все рынки привел в порядок.
Депутат Юрий АРЧИБАСОВ полагает, что избавляться от муниципальных рынков нельзя, он считает, что торговать на них в значительной степени должны местные сельхозтоваропроизводители – мясом, молоком, овощами:
— Я категорически против продажи рынков. Социальная функция должна быть. Я против сокращения рабочих мест на рынках, чтобы наши производители товаров искали на «Авито» места продажи мяса, грибов, ягод и т. д.
Он привел в пример своего знакомого, который держит коз и вынужден развозить козье молоко по потребителям. На это АЛГАЗИН заметил, что система «Меркурий» не позволяет рынкам приглашать КФХ, если у них нет справки «Меркурия» на продукцию.
Алексей САЯПИН поддержал Юрия АРЧИБАСОВА: рынки должны быть нацелены на местного производителя:
— Коммерсанты гонятся за рублем, а не за социальной направленностью. Оставив рынки в муниципальной собственности, мы сможем влиять на них, а отдав, будем только выкупать, как в Новосибирске, часы для наших сельхозтоваропроизводителей.
Глава комитета по экономической политике Омского горсовета Алексей ПРОВОЗИН, как и Виталий ПУТИНЦЕВ, не видит перспектив у муниципальных рынков:
— Виталий Петрович прав: получать 5-6 млн. рублей дивидендов в год – это просто смешно. Это крупная сумма для человека, для семьи, но для четырех рынков… То есть горожане получают от них 5 млн. рублей в год и… некую социальную функцию, оцифровать которую очень сложно.
ПРОВОЗИН напомнил депутатам, что до 1 января 2025 года все муниципальные предприятия должны быть ликвидированы или реорганизованы.
В итоге общее решение выработать не удалось, рабочая группа соберется через месяц снова.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 октября 2021 года.