В омский Центр «Эрмитаж-Сибирь» привезли новую выставку.
По иронии судьбы, выставка «Пути-дороги» (русская живопись и графика XIX – начала XX века из коллекции Ярославского художественного музея) открылась как раз накануне объявления режима самоизоляции. Поэтому сегодня ее можно увидеть только дистанционно, но упускать такую возможность тоже не стоит.
Впервые в Омске Ярославский художественный музей, отметивший свое 100-летие в 2019 году, представил 65 живописных и графических работ русских художников XIX – начала XX века. Дороги, тропинки как главные герои выступают в работах прославленных мастеров.
– Выставка «Пути-дороги» работала в Новосибирском государственном художественном музее одновременно с выставкой из собрания Музея имени М.А. Врубеля «Удачная находка в Помпеях». Именно там мы познакомились с ее составом, а затем сделали запрос в Ярославский музей о возможности показать проект омскому зрителю, – рассказывает заместитель директора Музея имени М.А. Врубеля Ирина СИМОНОВА. – С одной стороны, Ярославль обладает прекрасной коллекцией русской живописи, а с другой, в прошлом году Ярославский художественный музей отметил свое столетие – событие, которое ждет и Музей имени М. А. Врубеля через пять лет. Так выставка попала в Омск.
В отечественной живописи мотив дороги разрабатывался с XIX века. В экспозиции присутствуют изображения тропинок усадебных парков и больших трактов, дорожек, пролегающих в поле, речных и морских путей.
Зимний городской пейзаж, где улицы – это дороги для людей и санных экипажей, обозначен работами Леонида ТУРЖАНСКОГО и неизвестного автора начала XX века. Иначе зимний пейзаж представал в картинах передвижников. Оцепенелость природы, лютый мороз помогали им передать трудности жизни народа, вызвать у зрителя чувство сострадания к бедствиям простых людей.
Ряд работ посвящен теме паломничества по святым местам. Пешее путешествие по дорогам огромной страны было достаточно распространенным явлением в царской России, особенно среди крестьянского люда.
Отдельный интерес на выставке представляют два исторических полотна: работа Николая СВЕРЧКОВА «Переход русской гвардии через Балканы в декабре 1877 года» и произведение Константина ВЕЩИЛОВА «Боярский выезд». Последнее создает образ допетровской Руси, где зимний пейзаж используется для создания национального колорита.
– Уже в древности в русской культуре дорога стала метафорой жизни. И та, и другая имеют начало и конец, протяженность, крутые повороты, хорошие и плохие участки. Сближение смыслового значения дороги и судьбы в определенной степени нашло отражение в изобразительном искусстве, – говорит куратор выставки со стороны Ярославского художественного музея заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Алексей ФЕДОРЧУК.
Выставка дает зрителям возможность задуматься и о своей дороге. У одного она ровная и гладкая, как скоростное шоссе, у другого – тернистая извилистая тропа, у третьего – взлетная полоса. Экскурсия по выставке, проведенная ее омским куратором Екатериной КУДРЯШОВОЙ, скоро появится во всех социальных сетях. Сама же работа экспозиции была запланирована до 18 мая, но, скорее всего, будет продлена.
– Ярославль пошел навстречу и согласился продлить проект после завершения всех ограничительных мер. И как только все «пути-дороги» вновь будут открыты, Центр «Эрмитаж-Сибирь» вновь распахнет свои двери, – заверила Ирина СИМОНОВА.
Фото © Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля