Омский музей им. М.А. Врубеля рассказал о своей почти вековой истории.
В декабре Музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля отпраздновал 95-летие. Весь год в нем проходили выставки, посвященные этому событию. Большая выставка «Стройка века» завершила череду юбилейных мероприятий.
95 лет – это не 100, но тоже срок, и тоже есть о чем рассказать. Истории создания и роста музея посвящена выставка «Стройка века». Это выражение и буквально, и не буквально. Оно имеет много значений и смыслов.
– Мы пытались показать, как строился музей как социальный институт, как повышалась его значимость, как история общества влияла на историю музея, и, в свою очередь, музей влиял на общество, – поясняет куратор выставки Евгений ГРУЗДОВ.
История страны представлена через социальные типажи, через портрет. Это и рабочие, колхозники, ученые, и более индивидуальные «подразделения». Есть даже такая работа, как «Маргинал», вызывающая большие споры. А мы отыскали портрет своего коллеги – корреспондента «Пионерской правды» 1984 года (художник Ольга КОТЮЖАНСКАЯ).
Присутствует на выставке и мотив стройки, созидательных процессов, городские пейзажи, где непременно присутствует строительный кран. В этих работах и история Омска.
Ну, а история музея – это история собрания. Это коллекции и фонды, их возникновение и пополнение. Десять разделов, привязанных к определенному времени («Война», «Перестройка», «Переломные 1990-е» и пр.) и к конкретным коллекциям, наглядно демонстрируют это.
– Галерея начиналась с русской живописи, поэтому фонд русской живописи у нас представлен в разделе «Начало», – рассказывает Евгений ГРУЗДОВ. – Есть еще «Предыстория»: до создания картинной галереи, в недрах предыдущего музея, сформировалась коллекция искусства Востока. Первую скульптуру, первый мрамор музей получил в 1920-е годы, еще из дворцов. Только после Великой Отечественной войны стали появляться скульптурные изображения современников. Икона относится к «Переломным 1990-м». Тогда ее снова начали писать, у общества переменилось отношение к церкви. Редкая книга, графика – это «Перестройка», потому что коллекция Е.М.ЛАВРЕНКО, а это просто редчайшее пополнение, попала к нам в музей в тот период.
Конечно, на одной выставке невозможно показать все сокровища музея – лишь некоторые экспонаты с яркой судьбой. Здесь нет банальных вещей. И какие-то предметы, редко доставаемые из запасников и оттого почти забытые, стали открытием даже для музейных работников.
Интерактивный момент выставки – возможность «построить» музей своими руками. Строительный набор из больших кубиков позволит каждому возвести все три музейных здания или реализовать свой собственный архитектурный замысел. Но так как подобным рвением горят в основном юные посетители, хочется предупредить: кубики тяжелые.
Тем, кто приходит в музей, кстати, посвящена отдельная небольшая экспозиция-исследование «Дорогие наши посетители». Практически это один стенд. Проведя немало времени среди архивных материалов, специалист музея Алиса СЕМЕНОВА вывела любопытную статистику. Оказывается, за 95 лет существования музея он работал 14 710 дней. Музей посетило 8 169 059 человек. Было проведено 83 319 экскурсий. А общее количество экспонатов исчисляется цифрой 60 535. Больше всего посетителей музея интересуют произведения таких художников, как ШИШКИН, РЕПИН, АЙВАЗОВСКИЙ. Но встречаются и более редкие имена: ЯКОБИ, СХЕЛЬФХАУТ, ЛАМБРОН.
Кто же вы, дорогой посетитель: исследователь, созерцатель, тусовщик, светский лев или беглец от рутины, – можно узнать, ответив на несколько вопросов расположенного здесь же теста. Поэтому – узнавайте себя, стройте свой музей. Выставки будут работать до самой весны.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ