Единый государственный экзамен (ЕГЭ) предусматривает совмещение государственной аттестации выпускников школ и вступительных экзаменов для поступления в ссузы и вузы. Его результаты служат одновременно итоговой аттестацией для выпускников школ (заносятся в аттестат о среднем образовании) и результатами вступительных экзаменов для поступления в то или иное учебное заведение. В этом году ЕГЭ сдается по следующим дисциплинам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание и иностранные языки. По результатам ЕГЭ выпускникам выдается аттестат об образовании и свидетельство, в которое заносятся результаты экзаменов. Вот это-то свидетельство выпускник и может рассылать по всем вузам страны, которые участвуют в эксперименте.
Эксперимент по проведению в школах Единого государственного экзамена проводится на территории России уже второй год. Если и в прошлом году в нем приняло участие всего четыре региона и 17 вузов страны, то в этом число участников значительно возросло. Однако этот список и в этом году не пополнился Омской областью. По мнению начальника управления по науке и высшей школе администрации области Алексея ТЕЛЕВНОГО, Положение о проведении ЕГЭ требует доработки. В нынешнем виде оно не устраивает ни учителей школ, ни представителей вузов. Возможно, к 2003 году наша область пойдет на участие в эксперименте, но для этого необходимо тщательно доработать Положение о сдаче ЕГЭ.
Можно предположить, что омичей не устраивает то, что наши школьники по-прежнему будут находиться в менее выгодном положении, чем ученики Москвы и других приближенных к столице городов.
Одним из главных преимуществ ЕГЭ перед обыкновенными выпускными и вступительными экзаменами его разработчики считают то, что он дает возможность ученикам из провинции наравне с московскими школьниками поступать в самые престижные вузы, которые, как правило, сосредоточены именно в столице. Это, конечно, здорово. Но, позвольте, те же московские вузы не резиновые и взять всех желающих к себе не могут. А претендентов с отличными результатами ЕГЭ на одно место в тот или иной престижный вуз Москвы будет предостаточно. Во-первых, из московских школ, во-вторых — из провинции. После этого-то весь эксперимент пойдет в тартарары.
Выпускникам вновь придется вступать в борьбу. Сдал он ЕГЭ или нет, ему все равно надо будет пройти конкурсный отбор. Каким образом? Скорее всего, снова сдавать какие-то экзамены — дополнительные. По сути, произойдет возвращение к традиционной системе приема в вуз: наберешь определенный бал — поступишь, нет — свободен.
Некоторые скажут, что по результатам ЕГЭ выпускник сможет поступить в какой-нибудь вуз попроще. Так он туда смог бы поступить и безо всяких там ЕГЭ. Стоит ли придумывать всякие эксперименты над детьми, когда, по сути, все останется практически по-старому?