Все рубрики
В Омске понедельник, 25 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Налоговые скандалы

10 апреля 2006 15:32
0
2219

сопровождали Сибнефть с самого дня ее рождения.

Странным было рождение Сибирской нефтяной компании. Она единственная появилась на свет не по постановлению правительства, а по указу президента России. За несколько дней до указа случилась загадочная смерть гендиректора Омского нефтеперерабатывающего завода Ивана ЛИЦКЕВИЧА. Лишь через три года после рождения Сибнефти стало известно о роли в ее создании молодого предпринимателя Романа АБРАМОВИЧА, в короткое время ставшего богатейшим миллиардером России. Все эти годы компанию встряхивали большие и маленькие финансовые скандалы. Ниже будет рассказано только о некоторых из них.

1996 год

В 1995 году налоговые платежи Омского нефтезавода составляли 33% доходной части областного бюджета и 28% — городского.Это официальные данные депутатской комиссии по изучению перспектив платежей в бюджет предприятиями нефтехимии Омской области. Сформирована она была в феврале 1996 года, после того как выяснилось, что планируемые от нефтезавода налоги резко усохли в объеме.

Возглавил комиссию директор НПО «Мостовик» Олег ШИШОВ, а вошли в нее ректор СибАДИ Леонид ГОРЫНИН, руководитель «ЮКОС-Омск» Павел САТОНКИН и заместитель генерального директора ОАО «Омскшина» по экономике Олег ЧЕРТОВ, убитый вскоре после формирования данной комиссии.

Обеспокоился ситуацией с падением платежей и мэр Омска Валерий РОЩУПКИН. Как он сообщил в официальном обращении в Законодательное собрание, «В прогнозе на 1996 год не отражены возможные изменения бюджета области с изменением статуса АО „Омский нефтеперерабатывающий завод“ и его взаимоотношениями с Сибирской нефтяной компанией».
Комиссия анализировала ситуацию несколько месяцев и лишь в июне 1996-го представила отчет о результатах своей работы. Как там было сказано, «объем переработки нефти на ОНПЗ в 1996 году по сравнению с 1995 годом не сокращается», но «фактически платежи ОНПЗ в бюджет в 1996 г. по сравнению с 1995 г. значительно сократились»: в бюджет области вместо запланированных 514 млрд нднм рублей завод обещает заплатить лишь 153 млрд, а в бюджет города вместо 250 млрд лишь 149,5 млрд. А после перехода на процессинг с 1 мая 1996 года эти предполагаемые объемы платежей должны скорректироваться в сторону уменьшения еще раз. «При этом должен появиться новый крупный налогоплательщик — компания „Сибнефть“, осуществляющая реализацию производимых на ОНПЗ нефтепродуктов. Однако если ОНПЗ резко сократил платежи в бюджет с переходом на „процессинг“, то Сибнефть пока эти платежи не восполнила».

Комиссия рекомендовала Законодательному собранию «войти с ходатайством в правительство РФ о выкупе в рассрочку в собственность Омской области залогового пакета акций ОАО „Сибирская нефтяная компания“. А в случае нерешения этого вопроса предусмотреть в бюджет средства на выкуп государственной доли в АО „Омский нефтеперерабатывающий завод“.

Рекомендации эти были утверждены Законодательным собранием 20 июня 1996 года, но не выполнены. 9 ноября 1999 года депутат Андрей АЛЕХИН направил губернатору Леониду ПОЛЕЖАЕВУ депутатский запрос: что сделано администрацией области по выполнению данных рекомендаций, но о существовании ответа на данный запрос информации у „КВ“ нет.

1997 год

По итогам самостоятельной работы в 1995 году Омский нефтезавод получил балансовую прибыль в 1787 млн деноминированных рублей (немногим меньше двух триллионов по-старому). Следующий, 1996-й, ОНПЗ уже работал под патронажем Сибирской нефтяной компании и получил по итогам года прибыльв десять раз меньшую — 165,7 млн днм рублей.
Более того — завод нарастил гигантские убытки перед федеральным бюджетом. 23 сентября 1997 года в Москве на заседании Межведомственной балансовой комиссии прозвучали цифры о том, что долг федеральному бюджету вырос со 112 млн днм рублей на начало года до 719 млн на 1 августа. При этом весной 1997-го около двухсот миллионов рублей завод зачем-то потратил на покупку акций банка „СБС-Агро“.

В протокол был записан пункт о „неудовлетворительном финансовом состоянии предприятия за счет отягощения баланса мнимыми активами, в которых фактически были утрачены собственный оборотный капитал и средства кредиторов“.

В эти же дни руководитель банковской группы „СБС-Агро“ Александр СМОЛЕНСКИЙ заявил о своем выходе из совета директоров Сибнефти. А вскоре об отставке заявил и президент компании Виктор ГОРОДИЛОВ.

8 декабря 1997 года Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины (ВЧК) под председательством Анатолия ЧУБАЙСА приняла решение об аресте налоговой полицией имущественного комплекса Омского нефтезавода.

Губернатор Омской области направил в адрес Президента России письмо с объяснением ситуации, где просил дать поручение правительству вторично вернуться к рассмотрению данного вопроса. 17 декабря состоялось заседание ВЧК под председательством премьер-министра Виктора ЧЕРНОМЫРДИНА, где ОНПЗ был дан срок заплатить налоговую недоимку до 25 декабря. Если оплаты не произойдет, то до нового года должно быть арестовано имущество (уже не „имущественный комплекс“) на сумму задолженности.

29 декабря 1997 года генеральный директор ОНПЗ Александр МЕЛИНГ заявил, что завод рассчитался с федеральным бюджетом.

1998 год

Президент Сибнефти Виктор ГОРОДИЛОВ подал в Арбитражный суд Омской области иск о возврате из бюджета города Омска 85,7 млн днм рублей, выплаченных ею в качестве сбора на уборку территории. Этот местный налог действовал в Омске с 23 мая 1996 года и появился только для того, чтобы компенсировать потери бюджета после ухода нефтезавода под Сибнефть.

Поводом для иска стала фраза из ФЗ „Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, где указано, что плательщиком указанного сбора являются „юридические и физические лица (владельцы строений)“. По мнению президента компании, „синтаксически выражение “владельцы строений» в равной степени относится к обоим прилагательным — и «физические», и «юридические» (цитирую дословно по исковому заявлению). А так как Сибнефть «не имеет на праве собственности и не владеет какими бы то ни было строениями, находящимися на территории г. Омска», она, соответственно, не может являться плательщиком данного сбора.

«А как же здание по улице Фрунзе, 54/1, где располагается вся омская вертикаль Сибнефти?» — спрашивали ответчики из налоговой инспекции. Юристы компании представили документы, что здание это принадлежит дочернему ОАО «Омскнефтепродукт», а компания лишь арендует там площади.

Налоговая после некоторых поисков все ж таки обнаружила на балансе Сибнефти недвижимость в Омске — жилую квартиру в доме № 22 по улице Тарской. Однако первая и вторая инстанция Омского арбитражного суда посчитали, что понятие «собственник строения» не предполагает собственников жилых помещений.

Впрочем кассационная инстанция в Тюмени не согласилась с омскими коллегами, заявив, что «владение» и «нахождение в собственности» понятия нетождественные, а значит, Сибнефть вполне может выступать владельцем арендованных площадей на Фрунзе, 54/1, не являясь их собственником.

Это решение подтвердил и заместитель председателя Высшего арбитражного суда Олег БОЙКОВ. Говорят, Сибнефть пошла еще выше, но данных, чем в конце концов закончилось разбирательство и пришлось ли все-таки бюджету возращать 85,7 оспариваемых млн рублей, у «КВ» нет.

1999

6 мая 1999 года в «КВ» появилась статья «Где деньги, Зин?», автор которой обнаружил забытые Сибнефтью и администрацией Омской области 7,5 млн днм. рублей.

Дело в том, что еще 15 августа 1996 года премьер-министр Виктор ЧЕРНОМЫРДИН подписал распоряжение № 1244-р, одобряющее предложение администрации Омской области о проведении на ее территории эксперимента по компенсации вкладов граждан, обесценившихся в Сбербанке после 1 января 1992 года. Ради этого Сибнефти было разрешено продать на экспорт дополнительно три миллиона тонн нефти.

Предыдущий 1995 год был ознаменован в Омской области массовыми выступлениями вкладчиков, пострадавших от финансовых пирамид. Их возмущение было столь значимым, что 20 октября 2005 года администрация области даже подписала соглашение о взаимодействии с двумя наиболее активными обществами по защите интересов вкладчиков. Эти общества брали на себя обязательства воздерживаться от действий, «дестабилизирующих политическую обстановку в области». В этом отношении дополнительные финансы от продажи нефти за рубеж не оказались бы лишними.

Однако к 1997 году вкладчики успокоились и история с экспериментом оказалась благополучно забыта. Пока обозреватель «КВ» не обнаружил на 26 странице годового отчета ОАО «Сибнефть» за 1997 год 7,5 млн днм рублей, выделенных из чистой прибыли «на компенсацию вкладов граждан в счет дополнительной квоты на реализацию нефти на экспорт». Как выяснилось, эти деньги были перечислены в начале 1997 года на счет в Сбербанке, где и пролежали два года.

Основываясь на публикации в «КВ». депутат Законодательного собрания Владимир ДОРОХИН сделал запрос в прокуратуру, которая выяснила, что действительно про эти деньги просто забыли. Понятно, что на трех миллионов экспортных тонн сырой нефти Сибнефть заработала куда больше, и, возможно, помощь вкладчикам была просто неким предлогом для легализации данной сделки. За два года с 1997-го по 1999-й 7,5 миллиона могли бы удвоиться, а то и утроиться. Но сумма осталась без изменения — все это время на нее даже минимальных процентов не начисляли. Впрочем, 7,5 миллиона в 1997-м — это уже не те же самые 7,5 млн в 1999-м. Инфляция была в этот период немаленькая.

В итоге обнаруженные деньги растворились в общем объеме начавшейся компенсации вкладчикам 1917-1920 гг. рождения за счет федерального бюджета.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.