В рейтинге четырехсот крупнейших компаний Сибири по итогам 2006 года Омсквинпром поднялся вверх больше чем на сто позиций. А в этом году крупнейший омский производитель алкоголя еще в три раза увеличил объемы производства, а брэнд «Пять озер», по оценке международного рейтингового агентства ACNielsen, удерживает сегодня 9,5% российского алкогольного рынка в самом конкурентном сегменте — субпремиальном. О планах компании по ренеймингу и по выводу на российский рынок нового премиального брэнда корреспонденту «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал генеральный директор ООО «Омсквинпром» Андрей СТРЕЛЕЦ.
— Андрей Васильевич, зачем Омсквинпрому ренейминг?
— Мы уже больше года думаем на эту тему и теперь уже точно решили, что это неизбежно. И дело даже не в том, что мы используем в названии слово «Омск». В данном случае это совершенно не важно — Омск, Москва или какой-то другой город. Как у компании федерального уровня, а в перспективе и глобальной — есть амбиции и по выходу на международные рынки — у нас не должно быть, как я считаю, привязок к конкретному региону.
— Будете обращаться к профессионалам или объявите всероссийский конкурс на новое название, как это сделала в свое время компания «Уральские самоцветы»?
— Скорей всего, будем использовать все варианты. На самом деле придумать новое название — это только пять процентов дела. Ренейминг — это достаточно сложный процесс. Во-первых, переименование подразумевает и переоформление всей документации — контрактов, лицензий, соглашений и так далее. Во-вторых, его нужно сделать так, чтобы сохранился тот положительный имидж, который Омсквинпромом нарабатывался 15 лет.
— Можно ли подсчитать экономический эффект от ренейминга?
— На продажи влияют сотни факторов, и каким в этих сотнях будет вес ренейминга — не скажет сегодня никто. Это маркетинговая задача, над которой бьются лучшие умы с 60-х годов прошлого века.
— На какие зарубежные рынки сегодня поставляете «Пять озер»?
— Мы много работаем с Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, с Прибалтикой. Из стран СНГ пока только на Украину мы не осуществляем поставки.
— Потому что на Украине свои сильные брэнды?
— И даже не поэтому. Украинские производители, в отличие от российских например, успешно лоббируют свои интересы, что делает рынок Украины почти закрытым для иностранного алкоголя. Помимо высоких ввозных пошлин, украинские дистрибьюторские компании выставляют торговую наценку такого уровня, что продукция российских производителей становится неконкурентоспособной по цене. У нас же все наоборот. В итоге доля российских производителей на нашем же рынке сокращается.
— Насколько я помню, группа «Русский алкоголь» договорилась по продвижению своей продукции с «Союз-Виктаном»?
— Мы тоже готовы договариваться. Проблема совсем не в этом. Когда Сергей СОРОКИН, генеральный директор группы компаний «Русский алкоголь», объявляет, что будет поставлять продукцию на Украину, в его интервью это звучит весомо, не спорю. На самом деле, насколько я знаю, условия договора почти кабальные.
— А какие рынки предпочтительны для Омсквинпрома?
— Прежде всего европейские рынки, где сильны традиции потребления крепкого алкоголя. Это такие страны, как Германия, Польша, Великобритания. В середине следующего года мы планируем начать поставки «Пяти озер» и в США, но в Америке мы можем рассчитывать пока только на этнических русских — выходцев из СНГ. Менталитет и культура потребления крепкого алкоголя у остальных американцев — они настолько иные, что без огромных инвестиций привлечь внимание к брэнду «Пять озер» будет очень сложно.
— Какие производственные планы до конца этого года и на 2008 год?
— В этом году мы должны произвести 5 миллионов дал. Это вполне осуществимо, как я считаю. На следующий год в стратегических планах 6,2 миллиона дал.
— Объемы Омсквинпрома за три года выросли почти в 12 раз. С 480 млн рублей в 2004 году до 5,4 млрд рублей за 9 месяцев 2007 года. Это все продажи «Пяти озер»?
— Основной вес в продажах, конечно, у «Пяти озер». Остальные наши торговые марки — локальные. Их доля в общем объеме производства не превышает сегодня 2%. А 98% — это «Пять озер».
— Не проще ли тогда стать монобрендовым производителем?
— Было бы не совсем правильно, на мой взгляд, имея производство в Омске, игнорировать местный рынок и не производить локальные марки, которые пользуются популярностью. Больших усилий в их продвижении от нас не требуется. Единственное, что мы, конечно, обеспечиваем, — это очень высокое качество всей продукции. Практически безупречное качество.
— Лидер продаж — Москва?
— Да, Москва, и с большим отрывом. После нее идут Екатеринбург, Приморский край, Нижний Новгород, Новосибирск, С-Петербург.
— Сколько сегодня стоит брэнд «Пять озер»? Не оценивали?
— Оценки брэнда как таковой,мы не производили. Оценка — это вообще дорогостоящее мероприятие, и сами компании его делают редко. Но есть и другой способ определения цены брэнда — он хорошо всем известен. Любая вещь стоить столько, сколько за нее готовы заплатить покупатели. Последнее по времени предложение поступало нам от компании «Баккарди-Мартини». Она готова была заплатить за «Пять озер» от 100 до 150 млн долларов в зависимости от условий сделки. В то время, по нашим оценкам, цена была вполне справедливая.
— Почему не стали продавать?
— А зачем? Еще рано. По темпам роста «Пять озер» остается мировым лидером уже второй год подряд. И вообще нас больше устраивает другой вариант — инвестиции. Мы уже ведем переговоры с западными инвестфондами о продаже определенной доли в компании. Но не стратегическому инвестору, а портфельному.
— О какой доле может идти речь?
— Не о контрольной, естественно. Хотя это тоже во многом зависит и от условий сделки, и от суммы инвестиций.
— Значит, планируется и изменение организационно-правовой формы?
— Такие планы напрямую связаны с итогами переговоров. Если условия инвестора нас устроят и возникнет необходимость в изменении организационно-правовой формы компании для совершения такой сделки, то мы ее изменим. Это проще, во всяком случае, чем ренейминг.
— Рост продаж требует, насколько я понимаю, больших инвестиций в производство...
— Производство мы постоянно обновляем. Уже в этом году инвестировали 10 млн евро, и в сентябре у нас заработала линия мощностью 18 тысяч бутылок в час. На сегодняшний день это самая высокопроизводительная линия в стране. Думаю, что в 2008 году цифры инвестиций будут нисколько не меньшие. В феврале мы начинаем установку еще одной линии на 18 тысяч бутылок, чтобы к лету она уже заработала.
— Хватает площадей для расширения?
Пока да. Мы высокопроизводительным оборудованием заменяем менее производительное. А линия на 18 тысяч в час занимает на самом деле примерно такую же площадь, как и линия на 3 тысячи бутылок. То есть мы старую линию убираем, а на ее место ставим другую. Но проблемы нехватки площадей уже ощущаются, конечно. Когда мы решили установить вторую линию на 18 тысяч, то были уже вопросы по ее размещению.
— Тем не менее будете устанавливать вторую линию?
— Да, поскольку пока все аргументы против перевешивает главный аргумент за. На одной площадке всегда легче обеспечить качество. Если площадок несколько, то труднее осуществлять контроль. Но если возникнет потребность в дополнительном оборудовании, а она, похоже, скоро возникнет, мы будем рассматривать и варианты приобретения нового завода.
— Не в Омске?
— Нет, не в Омске. Самый вероятный вариант — это Подмосковье. Во-первых, чтобы иметь оптимальную логистику. Во-вторых, там сегодня есть очень хорошие предложения. Заводы не новые, их придется еще модернизировать, но дополнительные затраты будут не слишком велики.
— На новой площадке станете выпускать «Пять озер» для Москвы и Санкт-Петербурга?
— «Пять озер» мы всегда будем производить только в Омске. Это принципиально. Если новые площадки и будут приобретаться, то производить на них мы будем другую продукцию. Уже есть новые марки, есть планы по продвижению нового федерального брэнда в более дорогом сегменте — премиум. Вот для производства продукта в сегменте премиум, вполне вероятно, придется приобретать новую площадку.
— А возможно ли повторить успех «Пяти озер»?
— Я думаю, что возможно. У успешного брэнда всегда много составляющих. Конечно, если у вас нет качественного продукта, то нет и шансов даже поучаствовать в гонке. Но и технология продвижения брэнда играет важную роль. Если с нами сегодня работают сто дистрибуторских компаний, то уже это внушает уверенность, что продажи нового брэнда станут со временем если и не такими, как у «Пяти озер», то все равно высокими.
— Вы отслеживаете, что производят другие омские ЛВЗ?
— Лично я — нет. У нас есть отдел, который занимается локальным рынком. Они отслеживают, естественно, всех местных производителей и всех поставщиков. Я знаю, что ближайшего конкурента мы опережаем, по нашим оценкам, в пять раз. Если же брать показатели продаж по всей России, то они вообще несопоставимы. Это не значит, что мы неуважительно относимся к омским предприятиям, просто меня в данный момент времени больше интересуют производители Москвы.
— «Русский алкоголь»?
— Не только. Мы конкурируем и с московским «Кристаллом», и с компанией «Немирофф». Вот их объемы продаж я знаю не хуже, чем они сами.
— Как выросла компания по численности за последние три года?
— Если сравнивать с ростом объемов производства, то не слишком — примерно в 2,5 раза. Численность сотрудников в Омске вообще выросла незначительно — не больше чем на 15%. Увеличение происходило, в основном, за счет открытия представительств в других регионах.
— А структурных изменений в вашей компании не предполагается?
— Они вполне возможны. Дело в том, что сейчас Омсквинпром занимается не только производством, но и реализацией продукции. Практически во всех регионах работают наши Но ситуация сегодня складывается так, что в Москве нам, скорее всего, понадобится иметь собственную компанию с образованием юридического лица.
— На этом настаивают московские власти?
— Не скажу, что это какие-то жесткие требования, но намекают нам постоянно. На московском рынке мы очень хорошо заметны, а все налоги оставляем в Омске. Видимо, московские власти считают такую ситуацию несправедливой.
— В общем, Москве нужна налогооблагаемая база...
— Конечно нужна. Но хочу сразу прояснить этот момент, чтобы не было недопонимания. Акцизы, а это подавляющая часть наших налогов, в любом случае останутся в бюджете региона. Так что Омская область практически ничего не потеряет от изменений в направлениях товарных потоков Омсквинпрома.