Все рубрики
В Омске пятница, 3 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,0538    € 98,6447

Гидроузел построят у причалов нефтезавода

28 января 2009 14:29
0
1617

Как рассказал губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ, по гидроузлу было получено положительное заключение Главгосэкспертизы России, создано бюджетное учреждение Омской области, которое будет выполнять роль заказчика. По результатам конкурса определен генеральный проектировщик — ОАО «Мособлгидропроект». К сентябрю 2009 года планируется завершить стадию проекта гидроузла, а к концу 2010 года – рабочую документацию. Строительство гидроузла включено в план мероприятий, связанных с подготовкой и проведением 300-летия Омска. Это позволит решать вопросы федерального финансирования. По словам губернатора, на первом этапе предполагается строительство низконапорной плотины ниже города Омска, а в перспективе – строительство гидроузла с водохранилищем выше по течению Иртыша.
Главный инженер проекта ОАО «Мособлгидропроект» Павел СТОКО доложил, что институт приступил к разработке проектной документации Красногорского водоподъемного гидроузла с конца сентября прошлого года. На градсовет институт представил четыре варианта размещения створа гидроузла. Один из них предлагался в районе золоотвалов ТЭЦ-4 на правом берегу и населенного пункта Красная Горка на Левобережье. Однако такое расположение приведет к тому, что в водохранилище с ветром будет попадать зола, а с грунтовыми водами могут проникнуть вредные примеси. Следующий вариант намечался в зоне строительства автодорожного моста северного обхода. Но, по мнению разработчиков, совмещение моста и федеральной трассы высшей категории с плотиной приведет к негативному влиянию сооружений друг на друга и увеличит стоимость каждого из них. В другом варианте створ гидроузла располагался в районе поселка Берегового, что потребовало бы строительства защитных дамб по обоим берегам. Поэтому методом исключения был выбран четвертый, оптимальный вариант — гидроузел в проекте разместили между садами «Междуречье» на левом берегу и нефтеналивными причалами нефтезавода на правом.
Экологически он более безопасный – причалы расположены ниже по течению. Судоходство будет осуществляться через шлюз у левого берега, который способен одновременно пропустить до трех судов. Основным сооружением является земляная плотина, которая будет возведена на конечном этапе строительства и перекроет основное русло реки. После этого сток будет полностью переключен на водосброс через затворы. В водохранилище можно будет поддерживать любой уровень, необходимый для города, открывая и закрывая затворы.
Главный инженер бюджетного учреждения Омской области «Управление капитального строительства заказчика по строительству объектов гидроузла» Павел САФРОНОВ добавил, что они неоднократно встречались с владельцами земельных участков и проводили согласования с нефтеперерабатывающим заводом. Выше к городу расположить створ нельзя, а ниже по течению возникнут проблемы с подтоплением и отводом земли. Выбранный створ наименее затратный при дальнейшем строительстве. На правом берегу на 1 километр выше по течению от нефтеналивных причалов сегодня находятся федеральные земли, а на левом – земли сельхозназначения, которые сейчас не обрабатываются. Плотина позволит в районе набережной у Ленинградского моста поднять уровень воды на 150-180 сантиметров от сегодняшней отметки.
На градсовете возникла небольшая дискуссия о конструкции водосброса. По мнению омских специалистов, из-за экологических соображений все-таки предпочтительней вариант с переливной плотиной и пропуском донных потоков через соответствующие отверстия, а не перекрытие затворами. Но споры, похоже, уже ни к чему: решения были приняты ранее. По словам Павла СТОКО, при прохождении паводка затворы полностью открываются и образующиеся донные наносы пропускаются. «Это не песок для строительства, а иловые отложения, — пояснил он. — И через пять-десять лет Иртыш в районе Омска может превратиться в вонючую лужу. Чтобы этого не было, выбрана такая конструкция».
По словам мэра Омска Виктора ШРЕЙДЕРА, все же возникает великий соблазн использования этой плотины как мостового перехода северного обхода. Г-н СТОКО ответил, что тогда на 20% увеличится стоимость водосброса и насыпей, так как надо будет делать эстакаду высотой более 13 метров. Кроме того, есть документы МВД, говорящие о том, что не стоит осуществлять проезды по гидротехническим сооружениям в связи с террористической опасностью. «Вы просто предпочли не связываться, — решил губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Думаю, это еще предмет дальнейшей проработки, будем считать».
Тем не менее губернатор предложил с учетом замечаний одобрить проект и вынести его на заседание правительства.
Как отметил после градсовета Павел СТОКО, хоть этот вопрос еще и будет подниматься на правительстве, на 95% месторасположение плотины определено окончательно. Кроме того, он признался, что в результате ее строительства будут затоплены дачи в пойме реки. Для выработки электричества плотину также, скорее всего, использовать не удастся – напор воды очень низкий. Тяжело будет подобрать соответствующее оборудование, и обычно оно устанавливается только на малых ГЭС.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.