— Олег Борисович, когда и каким образом вы стали владельцем бывшего трамвайного депо в городке Нефтяников?
— Я зашел на эту муниципальную территорию еще в 1999 году. К тому времени там уже было все вывезено, начиная от рельсов. Остались голые стены, хотя считалось, что депо было рабочее. За пять лет, к 2004 году, мы организовали там собственное производство, сделали столярный цех и кузницу, где выполнялась художественная ковка. Когда к власти пришел новый мэр Евгений БЕЛОВ, начались сложности, и мы поняли, что здание надо выкупать.
Но сначала мы договорились с администрацией города Омска о том, что здесь будет построен спортивный комплекс, и в этом будет участие города. Для организации комплекса и осуществления деятельности была создана автономная некоммерческая организация (АНО) «Омский офицерский бизнес-технологический центр». С городом была договоренность, что я вкладываю в развитие АНО 6 млн рублей, а они – еще 3 млн. Но потом меня вызвали в мэрию и сказали — денег у города нет, если хотите, выкупайте здание сами. Причем цену выставили в два раза выше – 18 млн рублей. В итоге эти объекты недвижимости в 2004 году были проданы по 306-му постановлению ООО «Бизнес-технологический центр» («БиТЦ»).
— Администрация Виктора ШРЕЙДЕРА не пыталась оспорить эту сделку среди прочих продаж по 306-му, которые проводились без аукциона?
— Пыталась, но это закончилось ничем. На тот момент все имущество находилось уже у меня как у физического лица. А ООО «БиТЦ», которое выкупало имущество у города, деятельность не вело и было ликвидировано. В итоге я был уже добросовестным приобретателем. Они включили этот объект в списки спорных сделок, однако, узнав об этом, не стали подавать в отношении меня никакого иска. Но скажу честно – я не делал этого специально.
— ?
— Дело в том, что для выкупа имущества у МУП «Город» денег у меня не хватало. Начался поиск средств, и договор займа я заключил с омским предпринимателем Юрием ТУРЧЕНЮКОМ. В залог я отдавал им это же имущество, которое выкупаю у МУП «Город», а когда я рассчитался по долгу, ТУРЧЕНЮК переписал имущество обратно уже не на ООО «БиТЦ», а на меня, как на физическое лицо. Вторым кредитором выступил руководитель ЗАО «Енисей-Сервис» Тамир АЛИМБАЕВ, который хотел участвовать в проекте спорткомплекса. В 2005 году он планировал сделать в здании большой зал игровых автоматов. Однако потом, когда все имущество уже было выкуплено у города, он почему-то попросил вернуть свои деньги обратно. Но денег у меня не было – г-н АЛИМБАЕВ давал их не мне, а муниципалитету. Я предложил ему забрать часть территории и площадей комплекса, его 2 тысячи кв. метров даже не были затронуты при последующей реконструкции. Но в итоге в отношении меня возбудили уголовное дело по подозрению в мошенничестве.
— Эти споры, как я понимаю, стали препятствием для продажи всего комплекса объектов «АЛПИ», поскольку на одно из зданий было наложено обременение. В итоге красноярцы не доплатили около 50 млн рублей из 270 млн и суд по вашему иску расторг с ними сделку, возвратив здание. Вас же обязали вернуть уплаченные компанией «АЛПИ» 219 млн рублей. Как вы планируете это сделать?
— Я могу рассчитаться с ними тремя способами. Во-первых, как только у меня появится новое свидетельство о праве собственности, я могу выиграть суд о том, что все это время «АЛПИ» занимала комплекс бесплатно, плюс на оставшуюся сумму по моему долгу могу заключить с ними договор аренды на один год. Второй вариант, который я им предлагаю, – найти покупателя на все это имущество, и я заберу из вырученных денег свою сумму. Сейчас сумма моего долга, который я должен вернуть «АЛПИ», составляет 219 млн рублей, а объект на данный момент оценивается примерно в 560 млн рублей.
Есть еще третья форма расчета, самая цивилизованная. Я могу купить их векселя – долговые обязательства «АЛПИ», которые сейчас находятся на бирже и в обращении. Естественно, я их куплю с дисконтом, например, на сумму в 250 млн рублей, и верну «АЛПИ». Из разницы, которую я заплачу за эти векселя, с той суммой, которую я должен к возврату, я просто заплачу налог. Кроме того, ко мне обращаются строители, с которыми «АЛПИ» не рассчиталась, и эти подрядчики предлагают мне переуступить свое право требования долга. По моим данным, компания осталась должна строителям 400 млн рублей по разным объектам. Например, ко мне готовы приехать подрядчики из Красноярска, они предлагают участие в возврате своего долга. Сейчас у них поданы в красноярский суд четыре иска на 110 млн рублей, но, по последним данным, одна из новосибирских компаний подала иск о банкротстве ОАО «АЛПИ». Поэтому непонятно, на какие деньги омский филиал «АЛПИ» хочет реализовать свой новый проект «У дома»?
— Кроме того, вы сами можете продать здание во второй раз?
— И я имею на это право. Это уже будет не собственность «АЛПИ». 30 марта я сдал на регистрацию документы на переход права, то есть 30 апреля я должен получить документы о праве собственности на весь объект. Но я и не переписывал на «АЛПИ» часть основного имущества. У меня до сих пор есть на руках прежнее свидетельство о праве собственности. Однако только в суде я узнал, что они умудрились переписать имущество на себя в июле 2008 года. Я обратился в УФРС с вопросом – как так может быть, ведь у меня на руках есть непогашенное свидетельство, а вы выдаете новое? Мне отписали – обращайтесь в суд, если считаете, что это было незаконно.
— Получается, на одно здание сейчас существуют два свидетельства о праве собственности?
— Да, мое старое, непогашенное, и их новое, полученное в 2008 году. Мои заявления о приостановке регистрации как-то растворились во всех этих делах. В этом деле, на мой взгляд, вообще очень много административного ресурса. А как раз после того, как «АЛПИ» обещала со мной рассчитаться, но не рассчиталась, начался еще и налоговый прессинг.
— Что вы имеете в виду?
— Когда-то фигурировало, что я продал объект «АЛПИ» за 279 млн рублей. Но никто не обратил внимания, что сделка не завершена, а сегодня вообще расторгнута. Однако ко мне начались претензии различных структур — управления налоговых преступлений и самой налоговой инспекции. Но если на данный момент сделка расторгнута, тогда какие могут быть налоги? Тем не менее в отношении меня возбуждено уголовное дело из-за того, что я якобы должен заплатить 20% НДС за фирму-агента, которая проводила сделку купли-продажи с «АЛПИ». Это фирма моего брата, и она продавала объект по агентскому договору с вознаграждением 100 тысяч рублей. Однако управление налоговых преступлений начислило 20% НДС не с этих денег, а с 219 млн рублей. Одновременно с этим налоговая инспекция считает, что с этих же 219 млн рублей я должен заплатить 13% НДФЛ. Так какой же налог я все-таки должен платить? Суд, расторгнув сделку, признал, что реализации объекта не было, и 219 млн рублей признаны моим долгом перед «АЛПИ». Однако по поводу налогов-то при этом никто не успокаивается! Получается, что я должен платить сразу всем?!