Воспоминания композитора помогают услышать время.
Николай КАРЕТНИКОВ
Тема с вариациями
Рассказы
М.: Астрель: CORPUS, 2011 год. — 272 стр.
Тираж 4 000 экз.
В сборник вошли две книги воспоминаний выдающегося русского композитора Николая КАРЕТНИКОВА (1930 -1994): «Темы с вариациями» (1990) и «Готовность к бытию» (1992). Под одной обложкой собрано более сотни рассказов, эссе и зарисовок композитора, который вспоминает о жизни, своих близких, учителях и друзьях. Героями автобиографических новелл стали Мария Юдина, Виссарион Шебалин, Генрих Нейгауз, Дмитрий Шостакович, отец Александр Мень и многие другие.
Судя по тональности этих зарисовок, автор был темпераментным, волевым и весьма наблюдательным человеком. Тем более что уже в детстве будущему композитору приходилось держать ухо востро. «Бабка была строга. Однажды, будучи в некотором подпитии, Шаляпин в сцене Галицкого с Ярославной, видимо для сценической достоверности, начал хватать ее «за грудки». Она, видимо, для еще большей достоверностии в соответствии с драматургией «Князя Игоря», прогнала его со сцены серией звонких пощечин. Публика ликовала. После спектакля он пришел извиняться. Так вот, бабка была строга. Посему то, что она построила в Коктебеле большую двухэтажную виллу в пятидесяти метрах от дома М. Волошина, предопределило долголетнюю вендетту — бабкины представления о «хорошем» тоне напрочь отвергались буйной волошинской «командой». В качестве бабушки здесь выступает Мария Адриановна Дейша-Сионицкая, заслуженная артистка императорских театров. Вилла называлась «Адриан». Коктебель в советское время был переименован в Планерское, ибо дом в начале тридцатых был передан отцом автора Осоавиахиму. Сам же Николай КАРЕТНИКОВ считается одним из «столпов» послевоенного отечественного авангарда и одновременно самобытным продолжателем традиций православной духовной музыки. Не удивительно, что советская власть относилась к таким предпочтениям весьма настороженно, так что КАРЕТНИКОВУ приходилось зарабатывать на жизнь в качестве кинокомпозитора. К примеру, его музыку слышит зритель в фильме «Бег» (1970) режиссеров Алова и Наумова.