Выборы мэра горорода Омска, завершившиеся в воскресенье 17 июня, прошли чисто и без видимых нарушений. Таково коллективное мнение членов ассоциации «ГОЛОС», движения «Гражданин наблюдатель», проекта «ПолитДозор» (Новосибирск) организации «Наблюдатели Петербурга», а ткже корпуса наблюдателей «За чистые выборы».
— Административный ресурс сыграл свою роль лишь на этапе подготовки к избирательной компании, а селекция кандидатов прошла еще до этапа регистрации кандидатов, — заявил сегодня представитель известной российской общественной ассоциации «ГОЛОС» Григорий МЕЛЬКОНЬЯНЦ. — В сам день выборов никакого давления на волеизъявление избирателей не было, голосование прошло организованно и без серьезных нарушений.
Выборы в Омске отличались высокотехнологичным оснащением как организаторов выборов, так и самих наблюдателей. Напомним, что 99 частков города Центрального и Советского округов были оснащены автоматизированными комплексами обработки бюллетеней (КОИБ), а на 434 участках (96%) были установлены веб-камеры, транслировавшие видеопотоки на специальный сайт.
Однако, по данным более 40 наблюдателдей, отслеживавших процесс голосования через Интернет, отмечается нестабильная работа систем видеонаблюдения. На ряде участков трансляции либо периодически останавливались, либо и вовсе не начинались (в черные списки «ГОЛОСА» попали сразу 16 участков), а на участке №101 камеры не работали вообще. После жалоб, по словам председателя комиссии, туда приехал мастер, протянул кабель, написал в журнале «Калашников Е.Б. Включено», однако камены так и не заработали.
Были серьезные замечания и к растановке веб-камер, которые были направлены не всегда правильно, не обеспечивая пользователям необходимого угла обзора. Наиболее вопиющий случай отмечен на участке №447, где объектив камеры был завешен праздничными гелевыми шарами, причем шары не убрали даже после официальной жалобы наблюдателей.
-Тем не менее, наличие высокотехнологичных средств повышает общий уровень доверия к выборам и позволяет исключить массовые нарушения, — считает Григорий МЕЛЬКОНЬЯНЦ. — Кроме того, видеозаписи позволяют расследовать факты нарушений и совершенствовать работа комиссий.
Так, председателю ЦИК Владимиру ЧУРОВУ неоднократно сообщали о ряде процедурных нарушений при посчете голосов, однако он упорно не верил жалобам и нарушениям, пока сам не посмотрел запись трансляции. Как отмечают общественники, после этого ЧУРОВ распорядился жалобы устранить.
Интересно, что к работе Омской городской избирательной комиссии (ОГИК) у прдставителей многочисленных движений подобных претензий нет.
-Председатель комиссии Тамара ПОВЕЛЯЙКИНА оперативно реагировала на жалобы и не давала повода для серьезных претензий, — отмечают члены ассоциации «ГОЛОС».
Так, в ходе подсчета голосов и оглашения итоговых протоколов один из наблюдетелей пожаловался по тедефону на то, что ему плохо видна трансляция процедуры, после чего ПОВЕЛЯЙКИНА пошла на беспрецедентный шаг: она в прямом эфире передвинула свой стол и уточнила с экрана «А так видно?» — устранив таким образом причину для подачи жалобы.
Что касается процедуры подсчета голосов, то, вопреки прогнозам, нарушения на ней были минимальны, однако некоторые факты наблюдатели отметили. В частности, наблюдатели почему-то не могли видеть отметки во всех бюллетенях при подсчете голосов на УИК 70 и 110. На УИК 70 также было отказано наблюдателям в требовании поставить свои подписи на упаковках избирательных документов, а на трех участках отмечены серьезные протокольные нарушения.
-Стоит отметить высокий уровень работы ОГИК, — заявила представительница «ПолитДозора» из Новосибирска Александра НЕЛЮБИНА. — На некоторых учатсках наблюдалось просто эталонное соблюдение всех процедур, однако единичным счленам комиссий необходимо повышать уровень квалификации, так как практика показала, что некоторые наблюдатешли знают процедурные особенности значительно лучше, чем руководители УИК.
На прозрачность выборов, по мнерию пула наблюдателей, широко представленных в Омске, повлияла конструктивная позиция ОГИК и правоохранительных органов, отсутствие грубого давления со стороны властей, а также массовость общественного контроля.