Город часто сравнивают с живым организмом, вписанным в окружающую среду и в то же время живущим по своим внутренним законам, которые диктуются потребностями города и его адаптацией к условиям реальности. Однако уместно, наверное, и другое сравнение – с механизмом, управляемым человеком, точнее, группой людей, от которых зависит, куда повернется развитие, с какой скоростью оно будет происходить и как будет сочетаться с интересами тех, кто вручил этим людям бразды правления машиной под названием «город». Кстати, в дореволюционные времена структура, которую мы сейчас именуем мэрией или администрацией города, называлась управа.
Чиновникам пора идти в народ
В последние годы рулежка Омском изрядно страдала. Главный рулевой (мэр) избрал свою линию и, невзирая ни на какие обстоятельства, ни на йоту от нее не отступал, давя на все имеющиеся рычаги. Часть команды (чиновники мэрии) следовала указанным курсом и принуждала идти по нему другую часть (депутатов горсовета), благо в нее были встроены послушные винтики (депутаты-бюджетники), управляемые притертыми к стержню шестеренками (спикер и его замы). Не все было ладно – находились детали, которые время от времени отказывались двигать машину в заданном направлении, но эти сбои нивелировались работой общего механизма.
В итоге – приехали. Интересы тех, кто управляет машиной, и тех, кто в ней едет, кардинально разошлись. Власти позабыли (а скорее, не очень-то и помнили), что их главная функция – создание благоприятных условий для жизни людей. Муниципальное управление — это не только управление муниципальной собственностью и хозяйством, но и управление жизнеобеспечением и жизнедеятельностью всего городского сообщества.
Сейчас у омичей есть все шансы наладить управление родным городом так, чтобы сделать его лучше, удобнее для проживания. Избран новый состав городского совета, который настроен не на бездумное одобрям-с, а на тщательное изучение предложений мэрии и взвешенное принятие собственных, на обсуждение инициатив, исходящих от горожан. На носу выборы мэра, который должен будет сформировать команду, нацеленную на конструктивную работу по всем направлениям жизнедеятельности города.
– Чиновники должны сами выявлять проблемы, а не ждать обращений от граждан, – считает кандидат в мэры Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. – И не только выявлять и констатировать, но и предлагать способы решения этих проблем.
Застройкой тоже надо управлять
Развитие рыночной экономики способствует росту значимости управления городской территорией. Земля в городе не только объект налогообложения и инвестирования, но и средство социально-экономического развития. Мэрия может выгодно продать какой-либо земельный участок и пополнить тем самым городскую казну, но если на этом месте возникнет уродливое здание, если оно будет мешать проезду, если застройка погубит сквер или спортплощадку – грош цена такому наполнению бюджета.
Нельзя бездумно продавать объекты муниципальной инфраструктуры. Мы уже собственными руками в дополнение к федеральным породили местного монополиста. Когда Омскводоканал был муниципальным предприятием, он хоть в какой-то степени контролировался властью, после продажи его в частные руки контроль полностью утрачен. Заявленная инвестиционная программа не выполняется, строители стонут от сумм, которые Водоканал требует за подключение к своим сетям, улицы города по-прежнему то и дело перекапывают, меняя проржавевшие трубы на менее ржавые. Это пример неудачного управленческого решения, которое еще долгие годы будет сказываться негативно.
Точечная жилая застройка зачастую не просто убивает облик города, а создает непреодолимые помехи для людей. Отдельно взятое здание может быть и красивым, но возведенное в гуще существующего микрорайона оно ломает привычный образ жизни его обитателей. Новая высотка закрывает свет в квартирах стоящих рядом домов, автомобили ее жильцов заполоняют и без того узкие межквартальные проезды, а решетчатые заборы, которыми, как правило, окружены элитные дома, перекрывают пешеходные дорожки, захватывают детские площадки. Наши архитекторы иногда умудряются вклинить новостройку так «точечно», что к ней не подъехать даже машине скорой помощи или пожарным. Это не управление, это хаос, которого быть не может ни в одном европейском городе. Не должно быть его и в Омске.
Отдайте городу городового
Грамотное управление городом подразумевает продуманные, зачастую компромиссные решения в деталях, составляющих его инфраструктуру. Скажем, при организации маршрутных перевозок разумно на центральных магистралях заменить многочисленные «газели» автобусами большей вместимости, оставив юркие и более быстроходные машины доставлять пассажиров на окраины мегаполиса.
Ужесточение борьбы с алкоголизмом и готовящееся принятие антитабачного закона неминуемо повлечет закрытие множества киосков. Куда идти их работникам? Запланированный на июль рост коммунальных тарифов вызовет увеличение неплатежей населения. Как смягчить последствия тарифного скачка и для коммунальщиков, и для жителей? В решении этих и массы других вопросов и заключаются управленческие функции администрации города.
Разумеется, серьезные решения требуют и серьезного финансирования. Омск – донор региона, но его бюджет едва позволяет городу сводить концы с концами. Это неверное положение, и его надо изменить законодательно, на деле придав автономность местному самоуправлению наделением его достаточной долей налоговых поступлений. По мнению Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО, их соотношение может быть 50-30-20, где 50% налоговых платежей уходит в федеральный бюджет, 30% – в областной, а оставшаяся сумма достается территории, на которой все эти деньги и собраны. Недавно это предложение поддержала Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, где в качестве председателя Омского горсовета выступал ДВОРАКОВСКИЙ. Он представил коллегам пакет из 14 пунктов, который будет направлен в Государственную думу.
– Мы не просто просим деньги, а видим и свои внутренние резервы, но нам нужны полномочия, чтобы их реализовать. Например, по налогам, чтобы мы могли работать с нерадивыми налогоплательщиками, – подчеркнул кандидат в мэры Омска.
Малый бизнес даст большой бюджет
Руководство города не может не заботиться о малом и среднем бизнесе. Это основа городской экономики, именно он дает значительные поступления в казну и создает рабочие места для высвобождающегося в ходе модернизации производств населения. Мало того – в развитых странах именно в сфере малого и среднего бизнеса создается от 55% до 75% всех инноваций. Это не означает, что муниципальной власти не надо думать о крупных наукоемких промышленных производствах, но, во-первых, она не имеет на них существенных рычагов влияния, а во-вторых, они и сами в состоянии решать свои проблемы.
Малому же бизнесу надо помогать. Причем желательно до того, как он начнет кричать SOS!. Свежий пример – реконструкция Сити-центра под колл-центр Сбербанка. Дело хорошее: новая структура крупнейшего российского банка даст городу две с лишним тысячи рабочих мест, поднимет известность Омска в стране. Но разве нельзя было подумать о судьбе предпринимателей, которые долгие годы торговали на этих площадях, о жителях микрорайона, совершавших здесь необходимые покупки? Возможно, власти смогли бы договориться со Сбербанком о строительстве поблизости на паритетных основах торгового комплекса, заменяющего fresh-рынок Сити-центра. Возможно, на льготных условиях выделить земельный участок, предложив предпринимателям построить на нем крытый комплекс. Инвестиции – мотор экономики, но их источник не только могучие концерны и банки, но и мелкие компании с копеечными оборотами, которые превращаются в многомиллионные суммы в силу огромного числа этих ООО и ИП.
На лозунгах управление не построить
В России широко распространено мнение, что социальная сфера – это нечто вторичное по отношению к экономике, поэтому якобы ей можно уделять внимание и финансирование по остаточному принципу. Сегодня же такое видение разрушает саму ткань общества. На самом деле именно в социальной сфере создается человеческий капитал, то есть формируются те люди, которые в дальнейшем будут развивать нашу экономику. И образование, и медицина, и спорт – это, по сути, предпосылки для экономического развития города, качество которого без сильной социальной сферы окажется весьма низким.
Примером может служить любой город или страна третьего мира, где большинство людей практически безграмотны, страдают от множества заболеваний, не имеют работы. Какую экономику могут создать эти люди? Только экономику какой-нибудь банановой республики. Как будет выглядеть такой город? Как фавелы Рио-де-Жанейро, населенные наркоманами, нищими и «генералами песчаных карьеров».
Омску, безусловно, эта страшная участь не грозит, но социальная сфера всегда должна быть в приоритетах деятельности городской власти. Это включает в себя строительство детских садов и спортплощадок, организацию досуговых центров и парковых зон. Не будем вспоминать о городе-саде, его в ближайшее время не возродить, сохраним то, что есть. Вложения в социальную сферу – это необходимая составляющая гармоничного развития города как живого целого.
Сегодня люди считают администрацию города закрытой структурой, деятельность городских властей непонятна омичам. По мнению того же Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО, открытость, доступность, прозрачность и эффективность городской власти необходимо перенести из лозунгов в базовые принципы работы мэра и мэрии. Омск должен стать городом, комфортным для проживания. Тогда омичи почувствуют, что их город управляется и управляется в интересах его жителей.
На врез: — Открытость, доступность, прозрачность и эффективность городской власти необходимо перенести из лозунгов в базовые принципы работы мэра и мэрии, – считает кандидат в мэры Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. – Омск должен стать городом, комфортным для проживания. Тогда омичи почувствуют, что их город управляется и управляется в интересах его жителей.
Материал оплачен за счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата на должность мэра города Омска ДВОРАКОВСКОГО Вячеслава Викторовича.