Все рубрики
В Омске среда, 20 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0348    € 105,7338

Омская полиция бережет кредитных аферистов

13 июня 2012 12:10
0
2433

Криминальных схем получения кредитов в банках уже достаточно много. А в Омске, как считают банкиры, криминал еще и чувствует свою полную безнаказанность. В городе давно и успешно работают целые группы, которые специализируются на изготовлении поддельных трудовых книжек крупных омских предприятий и фальшивых справок о доходах, с помощью которых недобросовестные заемщики получают потребительские кредиты. Своими подозрениями о причинах бурного расцвета криминала именно в Омске с обозревателем «КВ» поделилось руководство ОАО АКБ «ИТ Банк».

Просто бизнес

— Получение потребительских кредитов по поддельным справкам формы 2-НДФЛ стало уже массовым спортом, — рассказал «КВ» председатель совета директоров ОАО АКБ «ИТ Банк» Владимир ВОЛКОВ. – Люди, которые занимаются в Омске изготовлением поддельных справок и трудовых книжек, стали уже открыто размещать объявления в СМИ о своих услугах: гарантируем получение кредита.

Потребительский кредит – это, как правило, поточный продукт, поэтому в банках используется давно проверенный практикой механизм принятия решений о выдаче потребительского кредита, который не подразумевает такой тщательной проверки, как кредитование юридических лиц. Впрочем по российскому законодательству, как пояснил председатель правления ОАО АКБ «ИТ Банк» Олег СИЛЬНЯГИН, банки и не имеют достаточных полномочий, чтобы проверить достоверность сведений о доходах, которые сообщают о себе физические лица.

Фактически банк вынужден прежде всего полагаться на принесенные заемщиком документы. Если за кредитом обращается предприниматель, работающий на рынке и имеющий нестабильные доходы, то шансы у него не очень велики. А если потенциальный заемщик заявляет о том, что он имеет постоянное место работы в НПО «Мостовик», например, и приносит оттуда справку по форме 2-НДФЛ, то он почти наверняка получит кредит, если запрашиваемая сумма соответствует его зарплате и его кредитная история чиста. Этим, собственно, и пользуются организаторы криминального бизнеса, торгуя поддельными справками для предъявления в банк.

— Нетрудно предположить, что за бизнесом по изготовлению поддельных документов для получения потребительских кредитов стоят люди, хорошо разбирающиеся в юриспруденции, осведомленные о банковских технологиях, и даже, вполне вероятно, близкие к правоохранительным структурам, — считает Владимир ВОЛКОВ. — Был случай, когда мы, зная, что заемщик представил фальшивую справку, заранее оповестили правоохранительные органы, и в момент получения кредита заемщик был задержан. Задержали и человека, который готовил пакет поддельных документов, и он оказался бывшим работником прокуратуры. Но почти сразу обоих отпустили. И даже уголовное дело не было возбуждено.

Как уверяет Владимир ВОЛКОВ, о слишком лояльном отношении омских правоохранительных структур к незаконным способам получения кредитов в омских банках в банковском сообществе известно давно. Об этом банкиры открыто говорят и на ежегодных совещаниях, которые собирает Главное управление Банка России по Омской области. Все банки направляют в полицию заявления, и все получают однотипные отказы в возбуждении уголовных дел по признакам мошенничества в действиях заемщиков. Как правило, мотивация в отказах простая – либо не вышел срок возврата денежных средств банку по выданному кредиту, либо отсутствие у заемщиков корыстного умысла, либо отсутствие самого заемщика, которого милиция не может найти по месту прописки.

Белые и пушистые

Один из образцовых примеров – предприниматель Владимир БЕЗВЕРХИЙ, в 2006 году получивший в ИТ Банке кредит. При получении кредита заемщик представил поддельную справку о доходах, согласно которой он был на тот момент работником ОАО «Сибнефть-ОНПЗ». Когда банк выяснил, что заемщик никакого отношения к ОНПЗ не имеет, а о себе сообщил недостоверные сведения, то сразу обратился в УВД-2 ЦАО города Омска с заявлением о привлечении Владимира БЕЗВЕРХОГО к уголовной ответственности. С тех пор прошло пять лет, а воз и ныне там.

Как сообщили полицейские в очередном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 4 апреля 2012 года, рожденном в недрах ОЭБ и ПК полиции УМВД России по городу Омску, в ходе доследственной проверки мошеннических действий со стороны гражданина БЕЗВЕРХОГО в отношении банка не выявлено. При этом сами же полицейские признают, что Владимир БЕЗВЕРХИЙ, предъявляя в банке купленную им непонятно у кого поддельную справку о доходах работника несуществующего цеха № 91 Омского НПЗ, прекрасно понимал, что без такой «поддержки» ему бы кредит в банке не дали. Поэтому и поручителя своего, Анатолия РАЗУМОВА, БЕЗВЕРХИЙ тоже обеспечил фиктивной справкой о зарплате, получаемой якобы на том же ОНПЗ.

И когда БЕЗВЕРХИЙ заполнял анкету заемщика, тоже понимал, что нарушает закон, сообщая о себе недостоверные сведения, тем не менее пошел на это, испытывая нужду в деньгах на развитие бизнеса. А деньги банка БЕЗВЕРХИЙ хоть и присвоил, но потратил на выплату долгов работникам своей фирмы и на аренду автотранспорта. И вернуть их не может не потому, что не хочет, а ввиду временного (пятилетнего) отсутствия доходов по причине развалившегося бизнеса, и считать его действия по присвоению денежных средств банка мошенничеством, по мнению полиции, не представляется возможным, поскольку БЕЗВЕРХИЙ не имел корыстного умысла.

— Подобных отказных материалов у нас уже накопилось много, — рассказал «КВ» Владимир ВОЛКОВ. – Это такой, знаете, футбол. Полиция отказывается возбуждать дела, мы жалуемся в прокуратуру, прокуратура проводит проверку в порядке надзора и отменяет постановления об отказе, после чего весь процесс начинается заново. А когда проходят сроки давности по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности – круг замыкается. У нас был случай, когда предпринимательница, получавшая кредит по поддельной справке о доходах, купила на кредитные деньги контрафактный товар в сопредельном государстве, а товар потом изъяли на таможне. По версии омской полиции, она честнейший человек и ее нельзя привлекать ее к уголовной ответственности. Она ведь тоже хотела кредит вернуть, но ей помешала таможня.

Преступление и наказание

В принципе в банках, как и в правоохранительных органах, тоже работают юристы. И сомневаться в профессионализме банковских юристов как-то не приходится, учитывая уровень банковских зарплат. Более того, некоторые из банковских юристов имеют за плечами опыт работы и в правоохранительной системе, и в надзорных органах. Но при этом банковские юристы считают, что люди, которые получают кредиты по фиктивным документам, предоставляя недостоверную информацию о своих доходах, совершают уголовно-наказуемое деяние, а юристы, работающие в омской полиции, уверены, что состава преступления в действиях этих людей нет. Кто прав – вопрос риторический. Если два главных юриста страны, Владимир ПУТИН и Дмитрий МЕДВЕДЕВ, уверяют, что в России замечательное законодательство, так тому и быть.

— Мы просто хотим какой-то определенности, — говорит Владимир ВОЛКОВ. — Пусть государство нам четко и внятно скажет: да, эти люди, которые получают кредиты по поддельным документам и потом их не возвращают – они не преступники, а лучшие граждане нашей страны. Тогда и работники банков смогут с чистой совестью оставить свои рабочие места и тоже будут получать кредиты по поддельным документам, тратить деньги по своему усмотрению, а потом всем объяснять, что у них была сложная жизненная ситуация. И мошенники, которые занимаются подделкой документов, смогут давать интервью в СМИ, рассказывая о росте объемов и рентабельности своего бизнеса. А оставшиеся банки, если они, конечно, останутся, будут закладывать риски потерь в процентные ставки для немногих оставшихся добросовестных заемщиков.

Впрочем достоверность сведений о доходах проверить не так-то просто. По словам Олега СИЛЬНЯГИНА, банк сталкивался с заемщиками, которые предъявляли при получении кредита фальшивые справки о доходах с реальной печатью и реальной подписью ректора ОмГУ. Криминальная схема почти с настоящими фальшивками из ОмГУ, как выяснилось позже, была организована двумя омичками – Анастасией СЕРОВОЙ и Ольгой ЯКОВЛЕВОЙ. Одна из них, работая в бухгалтерии университета, пользовалась доверчивостью руководства и готовила поддельные документы на своих знакомых и родственников, при посредничестве которых сообщницы получали кредиты. От криминального тандема пострадал не только ИТ Банк, но и Сбербанк, РОСБАНК, ИМПЭКСБАНК, НБ «ТРАСТ», СИБАКАДЕМБАНК, Банк Москвы, Банк ВТБ. В 2009 году СЕРОВА была приговорена Советским районным судом города Омска к пяти годам лишения свободы, ЯКОВЛЕВА – в шести годам.

Но это был, как говорит Олег СИЛЬНЯГИН, единственный случай, когда кредитная афера завершилась как положено – в зале суда. Причем наказаны были только сами организаторы – СЕРОВА и ЯКОВЛЕВА. А их друзья, родственники и знакомые, которые непосредственно получали кредиты по подложным документам и знали, что совершают противоправные действия, отделались легким испугом. Все они проходили по делу не как соучастники, а как потерпевшие. И эта фактическая безнаказанность, как считает Олег СИЛЬНЯГИН, приводит к тому, что количество криминальных схем быстро растет. Помимо фальшивых справок по форме 2-НДФЛ в омском теневом обороте появились уже подделки залоговых документов, стремительно растет количество фальшивых документов для получения автокредитов.

— Если полиция не в состоянии справиться с криминалом в банковской сфере, то пусть государство наделит правом оперативно-розыскной деятельности банки, и тогда они смогут хотя бы проверять указанные заемщиками сведения, — резюмировал Владимир ВОЛКОВ. – С такой позицией, которую занимает омская полиция, потребительские кредиты никогда не станут более доступными по цене. За всех мошенников в итоге расплачиваются добросовестные заемщики.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.