Все рубрики
В Омске среда, 11 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0324    € 106,2024

Александр ТРИППЕЛЬ, министр экономики, заместитель председателя правительства Омской области:«Я был и на другой стороне, предпринимательской, и могу сказать, что там достаточно сложно»

2 августа 2012 14:39
0
2598

В четверг, 12 июня, в гостях у творческого коллектива «КВ» побывал министр экономики Омской области Александр ТРИППЕЛЬ. На «кухонных посиделках» Александр Фридихович рассказал журналистам «КВ» о том, почему не нужно рекламировать Омскую область с помощью проектов ГК «Титан», о стратегии, которая необходима региону, о том, почему нашу область сторонятся крупные инвесторы, а также о том, что необходимо сделать, чтобы омские предприниматели сами захотели развивать бизнес в Омске.

— Александр Фридрихович, вы какие направления курируете как заместитель председателя правительства? Какова вообще структура правительства?

— Структура одноуровневая, все министерства подчинены председателю правительства. Тем не менее каждый заместитель председателя правительства отвечает за определенные направления. Мое направление – промышленность, сельское хозяйство, управление областным имуществом, в общем, все то, что приносит деньги в бюджет. Ну а как иначе? Мы не можем заниматься просто экономикой. Экономикой чего?

— Будет ли реорганизация в министерстве экономики? Какой должна быть его структура?

— Работа над структурой министерства еще не завершена. Необходимо убрать дублирующие функции, которые есть на сегодняшний день.

— Приехали ли в Омск специалисты из консалтинговой компании Strategy Partners Group, чтобы начать работу над стратегией развития Омской области? Герман ГРЕФ уверял, что они прилетят для подписания договора в ближайшее время. Назывался даже срок – 12 июля.

— Действительно, первоначально предполагалось, что работа начнется 12 июля. Однако по просьбе руководителя Strategy Partners Group срок его приезда в Омск был перенесен ровно на неделю. Мы продолжаем, конечно, работу и над собственной программой развития, чтобы потом, наложив две программы друг на друга, сравнить, обсудить все плюсы и минусы.

— Из того, что СМИ не успели спросить у ГРЕФА и у губернатора Омской области на пресс-конференции: сколько стоят услуги консалтинговой компании такого уровня? И будет ли правительство задействовать предпринимателей для оплаты?

— Окончательной цифры пока нет, мы будем об этом говорить, когда специалисты из консалтинговой компании приедут в Омск, но цифра не маленькая – это точно. Порядка 30 млн рублей. Половину этой суммы обещал взять на себя Сбербанк России. А вторую половину – крупные омские предприниматели. Я думаю, им это вполне по силам. Мы с ними уже встречались, и омские предприниматели нормально восприняли наше предложение.

— Если заказчиком стратегии развития будет выступать областное правительство, нужно сначала объявлять конкурс...

— Понятно, что мы не хотим и не собираемся нарушать федеральное законодательство, именно поэтому правительство области может и не быть заказчиком. Заказ на разработку региональной стратегии может поступить от омского бизнеса. А если нет бюджетных денег, то у нас и не возникает обязательство проводить конкурсный отбор исполнителей.

— А кто станет заказчиком?

— Заказчиком может стать, например, региональная Ассоциация промышленников и предпринимателей. Как вариант.

— Мы много раз наблюдали смену городской власти. И каждый раз, когда новая команда приходит в администрацию, она обязательно заявляет о новой стратегии развития города. Сразу возникает вопрос: куда девалась старая стратегия? Она была плохая, или что? Теперь о необходимости новой стратегии заявляет и новая команда в областной власти. А чем не устраивает «План ПОЛЕЖАЕВА»?

— Я себе дал зарок не критиковать все, что делалось раньше, да и многие из министров, включая меня, не совсем новые люди в областном правительстве, поэтому скажу так: в программах предыдущего правительства есть многое, с чем трудно спорить – планы по развитию промышленности, развитию переработки. Общие фразы – они все правильные. Но почему этого не было сделано – вот в чем вопрос. Я думаю, сейчас нужно думать о конкретизации этих направлений и о путях их реализации.

— Тогда поставим вопрос иначе: почему не были выполнены правильные задачи?

— На мой взгляд, из-за отсутствия в регионе инвестиционного климата. Ведь инвестклимат – это не только законы о поддержках и льготах, не только соглашения с держателями инвестиционных проектов. На мой взгляд, важны не соглашения, а условия, при которых предприниматели сами захотят развивать свой бизнес именно на этой территории. На инвестклимат, я думаю, сильное влияние оказывает отношение власти и силовых структур к предпринимателям как таковым. Как поломать неправильное восприятие – вот в чем вопрос. Мы многие проблемы уже видим, но пока еще не видим, как их решить. Я был на другой стороне, предпринимательской, и могу сказать, что там достаточно сложно. Даже когда есть определенные возможности, знаешь людей и город, и то бывает сложно решать вопросы, возникающие к тому же на пустом месте.

— Какого типа вопросы сложно решать?

— Осложняет ситуацию, на мой взгляд, не всегда конструктивная позиция прокуратуры, которая перепроверяет все проверяющие органы. Провели контрольные мероприятия, например, пожарные или инспекция труда, выписали предписание, согласовали сроки исполнения предписания, а потом вмешивается прокуратура и говорит, что нужно все исправить не за месяц, например, а в недельный срок. А как провести ту же аттестацию рабочих мест за неделю? Нет, если формально, то можно. Заплатил деньги – и порядок.

— На протяжении многих лет рейтинговые агентства оценивали инвестиционный климат Омской области и выставляли неплохие оценки. Не самые высокие, но и не низкие. Почему же такая разница между рейтингами и субъективным восприятием инвестиционного климата в регионе?

— Не готов ответить на этот вопрос. У меня и у самого часто возникало ощущение несоответствия: вроде бы видишь, что инвестиций не так много, и понятно, куда они идут и в каком объеме, а потом появляется информация, что инвестиций было намного больше. Не исключаю, что они были. И хотя это и не первостепенной значимости вопрос, но нужно проанализировать, сколько их на самом деле было. Вполне возможно, и я что-то в свое время пропустил, и вы что-то не заметили.

— НПО «Мостовик» предлагал проект по строительству в Омске завода поликремния, а потом передумал и перенес свой проект в Татарстан, где ему предложили очень хорошие условия. А в Омске осталась компания «Титан», у которой тоже есть планы по заводу поликремния, но его реализация сейчас под большим вопросом…

— Не могу с вами не согласиться в том, что вероятность реализации проекта «Мостовика» была выше, чем проекта «Титана». Все, что «Мостовик» объявляет, он потом реализует, и это его характеризует очень положительно. Почему правительство региона поддержало в свое время именно проект «Титана» — я не могу сказать. Не исключаю, что была в этом политическая составляющая. Трудно спорить и с тем, что Татарстан может предложить сегодня лучшие условия, чем Омская область. Татарстан сегодня – это одна из лучших, если не лучшая территория, где реализуются инвестиционные проекты. Этому есть как объективные, так и субъективные причины. И подходы у правительства Татарстана были другие, и бюджет Татарстана несопоставим с нашим, он в десятки раз больше, и географически этот регион, будем справедливы, более удачно расположен, чем Омская область. Это реальность, которая есть, которую нужно признать. Но у нас тоже есть возможности для создания производственно-экономических зон. Мы не можем сделать одну большую, как в Татарстане, где есть для этого финансы, но можем сделать несколько небольших, если задействуем территории предприятий ВПК, где уже есть необходимые коммуникации, есть резервы по электрической мощности. Эту тему, я считаю, можно и нужно обсуждать. С предприятиями можно даже заключать соглашения, что если в дальнейшем, через какое-то время, резервные мощности им потребуются опять, то бюджет возьмет на себя строительство новых подстанций, чтобы вернуть им эти мощности.

— Кстати, об энергетике. Несколько лет назад в правительстве Омской области активно обсуждали необходимость переезда головного офиса ТГК-11 из Новосибирска в Омск. Как вы думаете, имеет ли смысл вернуться к этому вопросу?

— Мы эту тему не обсуждали, но будем обязательно. На мой взгляд, в ТГК-11 действительно выстроена нерациональная система управления. Генерация в Омске и Томске, головной офис – в Новосибирске, а собственник, компания «ИнтерРАО ЕЭС» – в Москве. В моем понимании, построение каждого бизнеса должно быть логичным. И если исходить из логики, то Новосибирский офис выпадает.

— Какова все же судьба Дома предпринимателя и как лично вы относитесь к этому проекту?

— К идее, что предпринимателей нужно поддерживать и создавать им условия, я отношусь положительно. А к идее выкупить за счет бюджета 5 — 6 тысяч кв. метров офисных площадей, чтобы посадить туда людей, которых тоже будет содержать бюджет, – очень отрицательно. У нас уже достаточно площадей, чтобы реализовать любые проекты по поддержке предпринимательства, поэтому и было принято решение Дом предпринимательства не строить. Те функции поддержки, которые предполагалось реализовать в Доме предпринимателя, мы обязательно исполним, распределив их на уже существующие площади. Без дополнительных бюджетных затрат. У нас сегодня Конгресс-холл, например, явно недогружен. А деньги, которые были потрачены на выкуп площадей, мы вернем в бюджет. Поскольку сроки уже прошли, а объект до сих пор не завершен строительством, то застройщик не возражает против расторжения договора. Переговоры по этому поводу мы уже провели.

— Планируете ли вы проверить эффективность предприятий, которые пользовались программами господдержки, получали офисные помещения на льготных условиях в бизнес-инкубаторе?

— Мы следим за их судьбой, да. Когда я сам смотрел со стороны на бизнес-инкубатор, мне тоже эта идея не казалась серьезной. Ну посидел предприниматель какое-то время в бизнес-инкубаторе, и что, он стал от этого умнее? На самом деле большинство из тех малых предприятий, кто участвовал в программе господдержки, они действительно сформировались и вполне успешно сегодня работают. Бизнес-инкубатор – он дает эффект.

— Вам не кажется, что в предпринимательской среде сильны сегодня иждивенческие настроения? Все вокруг только и говорят: государство, помогай моему бизнесу. Но вообще-то существует такое понятие, как предпринимательский риск…

— Проблема в том, что у нас когда-то все кинулись в бизнес, считая, что у предпринимателя легкий хлеб. Сегодня уже идет обратный отток, стало больше желающих работать чиновниками или по найму, тем не менее среди предпринимателей еще достаточно много людей, у которых преобладают, как вы говорите, иждивенческие настроения. Здесь, я считаю, должна работать система. Правильно построенная система взаимоотношений – она фильтрует. И вполне нормально, я считаю, проверить, на что были потрачены деньги, которые выделялись из бюджета. Контроль должен быть.

— Ваш предшественник Игорь МУРАЕВ презентовал Омскую область на международных форумах разукрашенными валенками и макетами проектов «Титана». Планируется ли какая-то серьезная работа по презентации экономического потенциала Омской области?

— Я не вижу необходимости рекламировать Омскую область как таковую. Нужно рекламировать реализованные проекты. И те проекты, которые могут быть реализованы в Омской области. Вот если есть проекты, а нет инвесторов, то нужно показывать эти проекты и искать под них инвесторов. А мы зачем-то рекламировали нереализованные проекты, где обозначен инвестор – ГК «Титан». Это немного странно, на мой взгляд. Инвестора трудно обмануть. Если человек стал инвестором, он умеет считать деньги. И как бы красиво мы ему ни презентовали Омскую область, что бы ни рассказывали, он нам на слово никогда не поверит. Он вежливо послушает, потом приедет сюда, проанализирует ситуацию, скажет что-нибудь неопределенное, чтобы нас не обижать, и уедет. И сколько бы мы потом ни твердили по всем каналам про перспективу, но никакой перспективы на самом деле нет. Вот есть у нас нефтехимический комплекс. И там проблема даже не в отсутствии денег, а в гарантированном сырьевом ресурсе. Нужно, чтобы собственник сырья, которое является одним из переделов нефти, гарантированно продавал это сырье сюда, в Омск. По рыночной цене, естественно, но сюда. А собственник сырья входит в холдинг, а в холдинге, например, есть компания, которая занимается переработкой этого сырья в Перми. Естественно, сырье отправят в Пермь, поскольку владелец сырья заинтересован в развитии своей переработки, а не в развитии территории. А зачем тогда, спрашивается, инвестору строить свое производство в Омске, если у него здесь не будет ни сырья, ни потребителей? Лучше он построит производство там, где есть хотя бы потребители. Поэтому, я считаю, нужно менять подход к поискам инвесторов. Мы сами должны сформировать набор перспективных именно для нашей территории инвестпроектов, а уже под них потом искать инвесторов.

— Складывается впечатление, что наличие нефтехимического комплекса даже мешает порой развитию российской экономики. Может быть, нам попытаться как-то дистанцироваться от нефтехимии?

— Согласен, мы такие бедные именно потому, что такие богатые. Каждый раз, когда цена на нефть идет вниз, мы вспоминаем о диверсификации экономики. Как только цена пошла вверх – мы опять обо всем забываем. А в Республике Корея, между тем, где шесть нефтехимических комплексов перерабатывают покупную нефть, на выходе имеют самые дешевые полимеры, и сегодня в Омск дешевле привезти полимеры из Кореи, чем из Казани. Я тоже раньше считал, что нефтехимический комплекс должен быть фундаментом экономики региона, а теперь твердо уверен, что Омская область должна развиваться в разных направлениях. У нас должна быть мощная переработка сельскохозяйственного сырья и мощное производство продуктов питания, у нас должно быть нормальное машиностроение, у которого сегодня хороший потенциал. А еще нам нужен малый и средний бизнес, который будет производить большое количество продукции, потребляемой в Омске. Нефтехимия не должна доминировать. Нужно, чтобы она давала не 60% налогов в бюджет, как сегодня, а 25 — 30%. Да, мы не слишком конкурентоспособны на зерновом рынке в силу удаленности Сибири от основных потребителей зерна. Но если мы будем больше перерабатывать зерна и получать конечные продукты длительного хранения, тогда и география наших продаж станет совсем другой.

— Разве не об этом говорят держатели проектов «Титан-Агро» братья СУТЯГИНСКИЕ?

— Можно по-разному оценивать проекты «Титан-Агро», но эта компания тем не менее реализует свои проекты. Да, с опозданием по срокам, но реализация идет. Маточное поголовье свиней завезено, технологический процесс пошел, и до конца года «Титан-Агро» в любом случае все достроит. Уже не может не достроить. Сам себя подстегнул.

— Чем теперь займется ОАО «Агентство по рекламно-выставочной деятельности»?

— Эта компания на 100% принадлежит Омской области, там есть совет директоров, который контролирует ее работу. Могу только сказать, что я никогда ничего не ломаю, пока не увижу, что нужно на этом месте построить. Имущественный комплекс у АРВД большой, хороший, он принадлежит Омской области, и раз он уже есть, то должен максимально эффективно использоваться, зарабатывая на собственное содержание. Там есть три направления, которые необходимо, на мой взгляд, разделить. И проанализировать, какое направление дает доходы, а какое тянет назад.

— Почему бренд Омской области, над которым так долго работало АРВД, сегодня не числится в списке имущества Омской области?

— На сегодняшний день еще не завершена процедура регистрации бренда в Роспатенте, поэтому его формально нет в составе имущества Омской области. Заявка на регистрацию была подана давно. Просто процедура длительная.

— Министерство экономики при МУРАЕВЕ активно занималось проектом ярмарок выходного дня «Омские продукты – омичам». Что теперь будет с этими ярмарками?

— По большому счету, ярмарками и рынками должен заниматься город. Мы не бежим бегом, не собираемся завтра эти ярмарки закрывать, но все же речь идет о продуктах питания, а они должны продаваться в закрытых помещениях. Нужно переходить к более цивилизованным формам торговли. Да, проблема действительно существует – большая часть фермеров испытывает трудности с реализацией своей продукции, а эти проблемы отражаются в конечном счете на развитии этого направления.

— Недавно на сайте областного правительства появилась информация, что минэкономики задумалось над увеличением количество омских товаров в торговых сетях. Вы с кем-то из ритейлеров уже провели переговоры?

— Пока мы собираем и систематизируем обращения от производителей продуктов, которые сообщают о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе переговоров с торговыми сетями. Если есть нарушения федерального законодательства, мы сообщаем о них в антимонопольный орган. Эта работа началась не вчера, она велась и раньше, но я все же надеюсь, что нам удастся продвинуться вперед. Как? Пока не знаю. Системного решения этой проблемы нет. Мы же не можем заставить хозяйствующие субъекты торговать только омскими продуктами. Но решать эту проблему, безусловно, нужно. Она является одним из сдерживающих факторов для развития перерабатывающей отрасли.

— Минэкономики занимается и лицензированием участников рынка алкоголя. С 1 июля пиво тоже приравняли к алкоголю и запретили торговать им на остановках. Тем не менее как-то не торопятся владельцы остановочных павильонов убирать пиво с прилавков…

— Все ждут, видимо, проверок и карательных мер. В этом нет ничего удивительного. Это как раз характерно для нас, россиян. Мы никогда не исполняем закон, а ищем способы, как его удачнее обойти. Что будет дальше – тоже понятно. Мы проверяем. Если найдем нарушения, будем наказывать, отзывать лицензии.

— Когда будет разделено министерство промышленной политики и создано новое министерство, которое займется дорожным хозяйством?

— Скажем так: это направление безусловно важное, социальное, губернатор задачу озвучил, но мы бы не хотели торопиться. Не хотелось бы, чтобы при возникновении новых структур появлялись дополнительные затраты из бюджета. Наша задача – удержаться в тех объемах, которые уже есть. А лучше – снизить затраты.

— Вы – успешный предприниматель, как известно. Кому вы оставили в управление собственный бизнес, когда стали министром?

— В нескольких успешных предприятиях у меня действительно есть доли. Сейчас эти доли я отдаю в доверительно управление членам семьи. Эти предприятия, кстати, никогда не были связаны с госзаказами, я никогда не работал с бюджетом, это было принципиально, чтобы меня не заподозрили в том, что я использовал свои возможности. Проект по лесопереработке мы сделали с нуля. Проект по гибкой упаковке тоже начинали с нуля, а сегодня на этом предприятии работает 300 человек, продукция поставляется в основном за пределы региона, значительную часть кредитов мы вернули, а годовой оборот предприятия превысил уже миллиард рублей.

— И самый последний вопрос: гостей города Омска, которые прилетят к нам на 300-летие, мы будем принимать в новом аэропорту или в старом?

— Вопрос нужности или ненужности нового аэропорта надо сначала внимательно изучить. В том числе изучить перспективы существующего аэропорта, которому можно удлинить полосу и изменить направление взлета-посадки так, чтобы воздушные суда вообще не летали над городом. Конечно, было бы хорошо иметь и новый аэропорт, и транспортный коридор, который может возникнуть вокруг нового аэропорта. Инфраструктура действительно помогает развитию региона. Но однозначного ответа по поводу необходимости строительства нового аэропорта у меня пока нет. Он появится, но немного позже. В течение, я думаю, ближайшего месяца.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий
Еще по теме


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.