Он пробудился и увидел, что все это — правда.
Дэн Симмонс
Гиперион.
М.: Астрель, Полиграфиздат, 2012 год. — 640 стр.
Тираж: 3000 экз.
Преподаватель английского языка и литературы в школе для одаренных детей Дэн СИММОНС опубликовал в 1989 году роман «Гиперион», который сделал его знаменитым. Нельзя сказать, что до этого его никто не знал. Роман «Песнь Кали» 1985 года получил Всемирную премию фэнтези, плюс с полдюжины рассказов, после которых он твердо решил стать профессиональным писателем. Однако сам «Гиперион» с полгода он еженедельно зачитывал на уроках своим 12-летним ученикам, имеющим повышенную способность к тому, чтобы писать. А они, в свою очередь, помогли финалисту конкурса «Преподаватель года штата Калифорния» не запутаться в многочисленных персонажах и хитросплетениях романа. В итоге — премии «Хьюго», читательская, и «Локус» — самого знаменитого в мире журнала фантастики — за лучший роман года. Впрочем, «Гиперион» явно не для 12-летних детей, во всяком случае,не для российских и не особо одаренных.
Это произведение для людей, основательно образованных, различающих текст, контекст и подтекст. Преподавательские знания и любовь автора к английской литературе в книге наличествуют. Своим названием и реалиями роман отсылает к незаконченной поэме поэта начала ХIХ века Джона Китса «Гиперион», повествующей о борьбе олимпийских богов с предшествовавшим им поколением титанов. Структура романа берет начало в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера: на протяжении повествования шесть паломников к гробницам времени рассказывают свои истории, в той или иной степени связанные с планетой Гиперион и появившимся там металлическим чудовищем-убийцей Шрайком. Каждый рассказ написан в своем стиле, отсылающем к определенному периоду развития американской научной фантастики. Ну а роман в целом – это энциклопедия практически всех сюжетов фантастики: гибель Земли, искусственный разум, парадоксы времени, космические войны, вечная жизнь, проблемы экологии, дельфины, мутанты, телепортация и так далее, и тому подобное. На этом калейдоскопичном фоне разыгрываются истории любви, мести, творчества, веры, разлуки и смерти. Автору удалось как в перенасыщенном растворе вырастить во всем этом прозрачный блистательный кристалл шедевра с открытым финалом. Действие завершается на пороге тайны. Немало тех, кто считает, что СИММОНСУ надо было здесь остановиться и не писать продолжений.