Татьяна КОЛТОЧИХИНА не стала модельером, как Вячеслав ЗАЙЦЕВ — она стала художником по ткани
Однажды, в начале 1980-х, в Омск прибыла молодая супружеская пара – мастер по ремонту сталеплавильных печей Сергей КОЛТОЧИХИН и его жена Татьяна. Татьяна окончила Московский государственный технологический институт, и занималась необычным видом искусства — батиком. В те времена это и искусством-то особо не считалось. Так, что-то прикладное — платки, шарфики. Но за прошедшие годы Татьяна КОЛТОЧИХИНА доказала, что батик может быть не только прикладным, то есть бытовым, носимым, но – и станковым, и даже монументальным. Она дала омскому батику свое имя, и теперь вдалеке от Сибири многие знают Омск как столицу батика. И когда говорят: «батикист», прежде всего подразумевают – КОЛТОЧИХИНА.
Бабушкины уроки
Если спросить, кто зародил в ней тягу к рукоделию, научил чувствовать ткань, она ответит: конечно, бабушки. Мария Андреевна, бабушка по отцовской линии, происходила из крепкой купеческой семьи. Была староверкой, шила для церкви. Бабушка со стороны мамы жила на селе и тоже имела навыки в рукоделии. Бабушки учили внучку тому, что умели сами. Татьяна Увинальевна с улыбкой вспоминает их коробки с разноцветными тряпочками и пуговицами, от которых у нее с восторгом замирала душа.
Как всякой девочке, ей, конечно, хотелось заниматься шитьем. А вот отец – художник Увиналий Михайлович ГРЕБНОВ настаивал, чтобы дочь пошла в художественную школу и после продолжила образование в этом направлении. Семья ГРЕБНОВЫХ тогда жила в Новокузнецке, куда переехала из Москвы, где Татьяна и родилась. Она пошла в художественную школу, проучилась несколько лет. И когда родители справились у педагогов о способностях дочери, те сказали, что в творческом плане девочка бесперспективна. И она вернулась к своему давнему стремлению – шить и рисовать, а значит, быть модельером.
На художественный факультет Московского технологического института КОЛТОЧИХИНА поступила с третьей попытки, конкурс был очень сложный. В паузах между приемными экзаменами работала швеей на фабрике. В институте параллельно с ее группой занималась группа художников по ткани, а тут еще в Москве стали проводиться выставки, на которых был разнообразно представлен батик. И КОЛТОЧИХИНА навсегда увлеклась этой рукотворной красотой, которая соединила в себе уютный быт и мятежное творчество. В этом, наверное, проявилась ее человеческая и женская мудрость. А дипломную работу, кстати (вечернее платье «Ночной сад»), она делала под руководством известного модельера Вячеслава ЗАЙЦЕВА.
На чем земля держится
Художник с широким диапазоном, сегодня Татьяна КОЛТОЧИХИНА хорошо известна не только омичам. Ее батики можно увидеть на самых престижных выставках в Москве, Красноярске, Иркутске, Томске, Новокузнецке, Нью-Йорке, Милане, Женеве, Люксембурге. На своих вернисажах она обычно появляется в платьях, которые сама сочинила и расписала. За большой вклад в развитие изобразительного искусства Омской области, за создание высокохудожественных произведений в технике батик в 2006 году художница была награждена Премией имени Кондратия Белова, и это уже серьезное признание.
В тематике ее произведений заложена некая сакральность. Цветы, рыбы, птицы, ангелы – все это приходит в колточихинские батики не просто так. В них пробиваются ростки древней генной памяти о том времени, когда человек являлся частью большой вселенной. Здесь мотив цветка как символа великого дерева – древнего мира. Цветок похож на мощную чашу. Над ним парят птицы – стражи верхнего мира, хлопаньем крыльев они создают музыку сфер. Рыбы – таинственные и, как и птицы, мистические существа, они символизируют нижний предел. Хотя иногда автор хулиганит и позволяет рыбам взлететь. Человек, находящийся посередине мироздания, не маленькое существо, но – растущее. Тянущееся к звездам, к познанию, к мечтам. И в этом ему помогают ангелы. Как замечает сама Татьяна КОЛТОЧИХИНА, своим творчеством она не устает напоминать людям о том, на чем земля держится.
Таблетка вдохновения
Татьяна КОЛТОЧИХИНА работает и в горячем, и в холодном батике, хотя как истинный батикист предпочитает горячую технику – более трудоемкую, но исконную, настоящую. Такой она была рождена на Востоке, холодный батик – выдумка ленивых европейцев. В ранних работах превалируют синие и зеленые тона, в более поздних часто повторяется сочетание красного, белого и черного (особенно это касается росписи на хлопке). В рисунок прочно входит образ полусферы как некоей лодки и появляется тема путешествия.
Самой художнице путешествие стоило работы на кафедре декоративно-прикладного искусства Института искусств ОмГПУ. Дело было так: ей предложили пленэр в Италии. Разумеется, не одной – с группой художников из других городов. Татьяна уже давно занималась пастелью, и несколько ее работ попали на выставку в Москву, где их и увидели организаторы итальянского пленэра. Нужно было ехать на полтора месяца, а в институте не отпускали. И вот она сделала решительный шаг — подала заявление об увольнении. Говорит, что ни разу об этом не пожалела. Потому что поработать в Италии, на родине большинства изящных искусств, мечтает каждый художник. Это невероятная «таблетка вдохновения».
По течению
Кстати, многие перемены в ее жизни, новые векторы в творчестве возникали вот так – благодаря какому-то случаю. Течение жизни само выносило ее к нужному берегу. Двенадцать лет назад она решила в очередной раз поехать на Творческую дачу, но групп на батик не набирали. Зато можно было записаться на занятия по эмали. КОЛТОЧИХИНОЙ это показалось интересным, и вот теперь эмали с ее знакомым почерком появляются на выставках регулярно. Эмаль – сплав металла со стеклом. Чтобы создавать его, супруг сделал Татьяне
Увинальевне маленькую плавильную печь – пригодился профессиональный опыт. Как и батик, эмаль на первый взгляд утилитарна. Первое, что приходит в голову – это бижутерия. Но, как и в батике, КОЛТОЧИХИНА стремится «реабилитировать» технику, возвысить над бытом. «Все зависит от художника, — говорит она, — есть искусство или его нет. Можно крестиком вышивать и сделать художественное произведение». Поэтому ее эмали и батики – настоящие картины, даже если это брошь или платок. Что уж говорить о масштабных работах! Повесь батик на просвет – настоящий витраж. Тут вам и станковость, и монументальность. Пару лет назад КОЛТОЧИХИНА увлеклась художественным стеклом, и на декоративных бутылках уже тоже расцветают глубокомысленные сюжеты.
Батик (в переводе с индонезийского «капля воска») – техника ручной росписи по ткани с использованием резервирующих составов. В технике батика расписывают шелк, хлопок, шерсть, синтетику. В качестве резерва вгорячем батике используют воск в расплавленном виде. Эффект росписи достигается благодаря многослойному нанесению краски. Вхолодном батике используют краску на основе анилина и специальный резервирующий состав – густой (резиновый) или жидкий (на основе бензина). Роспись выполняется в один слой, что позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой акварелью».