Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Книжный клуб

28 октября 2015 10:41
0
3196

Мария ТЕНИШЕВА

Впечатления моей жизни

СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014 год. – 480 стр.

Тираж 2 500 экз.

«Целовали ручку»

Русская культура в женском исполнении

«Помнится мне, меня подолгу отпускали гостить к одной в то время важной старушке, у которой стекалась вся Москва, княгине Вадбольской. Мне было весело в ее огромном доме с бесконечной анфиладой комнат, где привольно было бегать и играть. В конце анфилады была большая зала с органом. Его заводили для меня, я любила его слушать. Свет падал с двух сторон в эту залу, солнце заглядывало то с одной стороны, то с другой, ложась на полу яркими четырехугольниками, а я, играя, воображала себя мореходцем: что зала – это море, а освещенные места – острова, будто я на корабле плыву и к ним пристаю. Я называла княгиню бабушкой и страшно ее любила. Она была очень важная, всегда окружена, всегда в черном шелковом платье и чепце. Все, кто приезжал к ней, целовали ее ручку». Это фрагмент из детских воспоминаний княгини Марии Клавдиевны ТЕНИШЕВОЙ (1867-1928), знаменитой меценатки, покровительницы искусств, одной из самых оригинальных женщин старой России. Как анонсируют издатели, воспоминания княгини ТЕНИШЕВОЙ охватывают интереснейший период в истории России конца XIX – начала XX века. Княгиня коллекционировала акварели и рисунки русских и европейских художников, а также предметы старины; организовала студию для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге и начальную рисовальную школу в Смоленске; занималась изданием журнала «Мир искусства»; приобретенное ею имение Талашкино стало настоящим центром просветительства, возрождения народной культуры. Ее мемуары, написанные в эмиграции, читаются как увлекательный роман и являются бесценным памятником эпохе. Помимо знакомства с культурой большого стиля, любопытствующий читатель сможет почувствоватьи понять повседневную жизнь образованного класса Российской империи.

Е.К.

Дональд Майкл ТОМАС

Белый отель

Пер. с англ.

СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014 год. – 320 стр.

Тираж 4 000 экз.

«Открыватель прекрасного мифа»

Зигмунд Фрейд как действующее лицо

Книга увидела свет в 1981 году и считается одним из самых знаменитых романов современной английской литературы. Она переведена на тридцать языков и на русском издавалась не один раз. Некоторые критики называют роман шокирующим. Сам Дональд Майкл ТОМАС, предваряя текст, предупреждает читателя, что «углубляясь в ландшафты истерии – которая является «территорией» этого романа, – нельзя не повстречаться с величественной фигурой Зигмунда Фрейда. По существу, Фрейд выступает одним из действующих лиц как открыватель великого и прекрасного современного мифа – психоанализа. Под мифом я разумею поэтическое, драматическое выражение тайной истины; подчеркиваю это, ибо не имею намерений оспаривать научную ценность психоанализа». Автор уточняет, что роль, исполняемая Фрейдом в этом повествовании, целиком вымышлена. Тем не менее в жизни воображаемого Фрейда есть параллели с общеизвестными событиями из жизни настоящего Фрейда и процитированы его – Зигмунда Фрейда – работы и письма. «Считаю своим долгом выразить благодарность за использование в части V материалов из книги Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» (New York: Dell Publishers, 1967; London: Jonathan Cape, 1970), в частности, свидетельства Дины Проничевой», – подчеркивает Дональд ТОМАС, из чего можно заключить, что помимо перипетий, происходивших с пациенткой доктора Фрейда, читатель столкнется с ключевыми событиями двадцатого века. Примечательно, что Дональд ТОМАС является переводчиком с русского языка, так что присутствие русских параллелей в тексте неудивительно. По отзыву Джона Апдайка, книга органично сочетает откровенную чувственность с тонким историческим чутьем на ужасы недавнего прошлого, а, по мнению Грэма Грина, это крайне оригинальный, исключительный роман, и ничего подобного – что в идейном, что в техническом плане –  ему читать еще не приходилось. Стоит заметить, что читателю придется  преодолеть некоторое сопротивление первых трех десятков страниц. Так бывает.

Е.К.

Антон ЧИЖ

Рыцарь с черной лестницы, или Формула преступления

Серия «Истинно петербургский детектив»

М.: Издательство «Э», 2015 год. – 352 стр.

Тираж 2 000 экз.

«Непокорный вихор»

Изящный детектив из старопетербургской жизни

Очередной детективный роман о приключениях сыщика Ванзарова и его друга криминалиста Лебедева. Как забавно пишут в аннотации издатели, «1985 год. Пока искалеченный в погонях за преступниками коллежский секретарь Родион Ванзаров приходит в себя, его напарник и друг криминалист Аполлон Лебедев вспоминает самые «горячие» детективные расследования, которые они провели вместе». Издатели, конечно, попутали год, поскольку действие серии романов происходит в девятнадцатом веке.  Тем не менее ретроспективный характер «Формулы преступления» (а именно так называлась книга по первому выходу в свет несколько лет назад) позволяет читателю увидеть, каким был юный Ванзаров в момент поступления в сыскную полицию, после того как он отработал в канцелярии Министерства внутренних дел, где быстро получил коллежского секретаря и самые заманчивые перспективы. Но приспичило ему отправиться в самое пекло, а именно - в сыск. «У юноши слишком чистый воротник сорочки, наглаженной и накрахмаленной, безупречно повязанный галстук, отутюженные брюки и вычищенный сюртук гражданского образца. Именно так должен выглядеть карьерист и подхалим, который мечтает втереться в доверие к начальству. Образцово-показательный вид немного портила некоторая тучность фигуры. Юноша был скорее упитан, как это бывает с сынками, поздно выпорхнувшими из-под гнета материнской опеки. Но в клубе толстяков его кандидатуру наверняка отвергли бы. Из деталей, примечаемых барышнями, отметим непокорный вихор, выбивавшийся из пшеничной шевелюры, умный, если не проницательный взгляд и довольно крепкую, крестьянскую шею, на которую так приятно взгромоздиться женушке с детишками. Но этого счастья юноша лишен начисто. Был он холост и даже в некотором смысле… Ну, об этом не время». Карманного формата книга неплохо издана и читается за один присест. 

Е.К.

Русская фантастика-2015

М.: Эксмо, 2015 год. – 896 стр.

Тираж 3 000 экз.

Розам зябко на морозе

«Порой мне снится, что я вываливаюсь в забортную пустоту»

Судя по неизменному присутствию произведений Василия ГОЛОВАЧЕВА чуть ли не в каждом ежегоднике «Русская фантастика» с непременным вынесением его фамилии на обложку, именно он является образцом жанра, гуру, сенсэем для составителей. Жаль, что это выяснилось так поздно. При этом качество публикаций «мэтра» оставляет желать много лучшего. В рассказе «Узнай свою судьбу» в Солнечной системе появляется уже четвертый инозвездный артефакт, названный «Голова Оленя», предупреждающий человечество, что Солнце будет поглощено «черной дырой». До него прилетали «Ирод», «Окурок» и «Китайская стена». Забавно, что продолжение этого рассказа было опубликовано в предыдущей «Русской фантастике-2014». Честно говоря, Василию Васильевичу можно было бы поучиться владению сюжетом даже у значительно более молодых коллег по сборнику – Елены ПЕРВУШИНОЙ и Максима ХОРСУНА. Их повести сделаны профессионально крепко. Ироничный «Великий замысел» в стиле стим-панка рассказывает о «поколении, пока еще не достигшем цели», но уже забывшем, где они, зачем они и куда они: «Сначала мы открыли, что Корабль пределен, а не простирается бесконечно. Затем, что его внутреннее устройство высокоорганизованно. Но остается главный вопрос – зачем? Корабль не мог сформироваться сам по себе. Физики неоднократно пытались рассчитать вероятность самопроизвольного возникновения Корабля, и каждый раз приходили к невероятно малому числу». Твердая научная фантастика – даже можно сказать ближнего прицела – в «Огненных деревьях» Елены ПЕРВУШИНОЙ. Действие происходит лет через 15-20 от настоящего времени, а главная героиня представляет из себя что-то вроде живого томографа: она видит процессы, которые проистекают в человеческом мозгу. На медицинско-психологическую основную линию накладывается детективный сюжет и профессиональная линия потерявшей личность жертвы – шекспироведа Лизы: «На платке Дездемоны была вышита земляника. Цветок, символизирующий верность. Поэтому, когда Отелло увидел этот платок в руках другого мужчины… Случилось то, что случилось. Лучше бы он застал их в постели – тогда у него еще могли быть сомнения».

mif1959

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.