Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Станислав КНЯЗЕВ: «Омская область в исследовании растительных и животных объектов – это белое пятно»

26 апреля 2017 11:55
0
4145

Корреспондент «КВ» побывала в одной из научных лабораторий Омска, где идет изучение технологи получения мукуса дождевых червей Сибири для применения их в медицине и косметологии. Занимается этим научный сотрудник лаборатории СиЭБ ОмГПУ Станислав КНЯЗЕВ. Он стал одним из победителей конкурса «УМНИК».

В марте 2017 года огласили итоги конкурса «УМНИК — 2016» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Эксперты отметили 12 проектов молодых омских ученых, которые получат финансирование в размере 500 тысяч рублей. «Коммерческие вести» продолжают знакомить читателей с авторами наиболее интересных идей.

– Станислав Юрьевич, расскажите о лаборатории систематики и экологии, в которой работаете.

– Основным объектом наших исследований являются почвенные беспозвоночные. В 2014 году мы получили от Министерства образования РФ субсидию и начали формировать лабораторию. Закупали оборудование, прорабатывали систему исследований, направления. И вот в конце 2015 года завезли аппаратуру и стали работать. Конечно, опыты проводились и до этого в лаборатории кафедр, но на своей территории все пошло быстрее. Мы с научным руководителем Еленой Васильевной ГОЛОВАНОВОЙ изучаем экологические особенности и систематику почвенных беспозвоночных. Она на данный момент является одним из ведущих специалистов по дождевым червям в России. Цель нашей лаборатории – прогнозирование и исследование всех процессов, которые протекают в почвах экосистем Западной Сибири.

– Почему вы выбрали такую проблематику?

– Она меня изначально интересовала. Выбор был сделан еще в студенческое время. Я попробовал себя и с бабочками, и с другими насекомыми, но там не было масштаба, а почвенная зоология, поскольку наука сравнительно молодая, имеет больший простор для исследований. Плюс территория Западной Сибири исследована фрагментарно. Всегда работы шли в центре – Москве и Санкт-Петербурге – и, соответственно, охватывали то, что расположено вокруг них. Даже Новосибирск изучает довольно узкое пространство – свой регион и часть Томской области, а вот Омскую область и все что севернее никто не берет. Омская область в исследовании растительных и животных объектов – это белое пятно. Выбор тематики всегда зависит от актуальности, а здесь она очевидна.

– Вы впервые участвовали в конкурсе «УМНИК»?

– Наш коллектив уже выигрывал в 2010 году этот конкурс. Только была другая тематика – «Выведение технологической породы дождевых червей». Я же участвовал впервые. У меня появилась идея, которую можно коммерциализовать, и нужно было получить средства на развитие исследований. «УМНИК» – это конкурс идей, на развитие темы дается два года, и это не так уж много для реализации. Создать за это время малое инновационное предприятие проблематично, а сформировать основной массив патентного изобретения, подготовить документы возможно. Нужно вложиться в идею, апробировать ее, иначе она никогда не сработает.

– Ваша кандидатская связана с темой конкурса «УМНИК»?

– Она в том числе исследует дождевых червей. В теме «Почвенная мезофауна Омской области» я рассматриваю объекты в разрезе нескольких факторов – содержание солей, металлов в почвах и их влияние на структуру и экологию почвенных организмов и т.д. Это описательная работа, которая исследует некоторые существующие закономерности: какие у нас обитают наиболее ценные виды почвенных беспозвоночных, какие из них можно использовать для решения практических задач.

– Почему именно направление косметологии вы взяли за основу?

– Посмотрели накопленный мировой опыт. Дождевые черви удобны для исследований. Мы брали их для различных исследований начиная от токсичных продуктов, экологических опытов, а потом стали уделять внимание микробиологическому воздействию влияния червей, т. к. они как почвенные инженеры формируют среду обитания, изменяют ее, и это сказывается на остальных организмах, живущих в ней. В процессе изучения обнаружился такой продукт жизнедеятельности дождевых червей как мукус. В естественных условиях он выделяется для обеспечения собственной безопасности червя, обладает антимикробным и противогрибковым свойством. Стали наблюдать и поняли, что выделение мукуса может быть вызвано различными раздражителями, и получили способ, который позволяет добывать мукус в лабораторных условиях. Зарубежные коллеги изучали влияние мукуса на человека, а мы решили, что наши черви не хуже китайских или итальянских, и попытались создать что-то вроде улиточного муцина, который разрекламирован в качестве основы для кремов для регенерации кожи, омоложения. И у нас получилось. Червей еще проще разводить, они занимают меньше площади, дают больше продукта при той же биомассе. У них нет понятия комфортности, свет не нужен, минимальные требования только к уровню влажности. К тому же в процессе своей жизнедеятельности дождевые черви перерабатывают субстрат, обогащают его ферментами и микроэлементами, при этом можно добавлять специфические растительные экстракты. И переработанный субстрат может быть сопутствующим продуктом, который также можно использовать в косметологии.

– Любая женщина может завести дома червей, получить мукус и использовать его в косметологии?

– На самом деле все не так просто. Мукус должен быть чистым, без частичек почвы. К тому же очень важен вид червя. Только у нас в регионе их обитает 8-9. Мы сейчас апробируем три вида – пашенный червь, красный выползок и сибирский дождевой червь.

– Сколько же можно приготовить мукуса в лаборатории?

– Скажем, в течение пяти минут можно приготовить около двух миллилитров вещества. Для этого понадобится порядка 20-25 дождевых червей. Десять червей за месяц дадут около 20 мл мукуса. Происходит следующий цикл: получили мукус, очистили его, дали червям отдохнуть 4-5 дней. Его можно повторять до 5-6 раз, потом червей лучше отпустить или отправить на восстановление. Если это происходит в лаборатории, то они перемещаются из одного контейнера в другой, на вермиферме их переносят в так называемый чистый пар.

– А как происходит процесс изъятия у червей мукуса?

– Организм помещается в условия, где используется некий искусственный раздражитель. Благодаря ему черви выделяют мукус, мы его собираем.

– Сейчас набирают популярность различные зеленые движения, поэтому не могу не спросить: черви от описанной процедуры не страдают?

– Черви имеют примитивную нервную систему, и понятие болевых ощущений для них не свойственно. Плюс ко всему сам метод не летальный. В Китае есть практика, когда делают массу из самих червей, понятно, что после этого они не выживают. У нас же все гуманно.

– Что планируете сделать на деньги гранта?

– При продвижении вещества обязательно нужно знать, из чего оно состоит, за счет чего работает, содержит ли полезные эффекты. Сейчас есть необходимость провести исследование продукта, его химического состава. Нам важно убедиться, что даже если что-то попадет в почву, в которой обитают черви, это не отразится на самом мукусе. Наша гипотеза в том, что мукус остается чистым.

– Как вы собираетесь коммерциализировать свою идею?

– Для этого обычно ищут тех, у кого есть опыт изготовления и продажи продукта. Но никто не мешает и самим его получать, просто будет разница в объемах: можно делать 500 литров, а можно 50. С продвижением проблем сейчас нет, поскольку все можно рекламировать через социальные сети. Идея открыть малое инновационное предприятие интересна. Реклама, которая уже просочилась через СМИ, сделала свое дело: в университете каждый третий подошел ко мне и спросил, можно ли попробовать наш мукус. Я говорю, продукт еще не готов (смеется). Но в принципе мы сможем создавать некоторое его количество в лаборатории. Если охватывать большой круг потребителей, то возникает необходимость в транспортировке, хранении, а на начальном этапе практически ничего не надо, можно заниматься в пределах региона.

– Сколько сейчас у вас в лаборатории питомцев?

– Около 400 каждого из трех видов, приближается новый сезон, и можно будет набрать новых червей. Для этого мы выезжаем на 20-30 километров за город, там берем чистый материал.

– Вы обмениваетесь опытом с другими вузами?

– Конечно, у нас хорошие отношения с коллегами из ОмГТУ, Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, Институтом токсикологии в Екатеринбурге, Институтом цитологии и генетики в Новосибирске, с польским университетом Кардинала Стефана Вышинского в Варшаве.

– С польским?

– Да, у нас совместный проект по функциональной экологии, где мы смотрим влияние инвазивных процессов на экосистему. Коллега из Варшавы уже приезжал к нам для совместной работы.

 

Биография

Станислав КНЯЗЕВ родился 18 июля 1986 года в городе Петропавловске Казахской ССР. До 22 лет жил в Казахстане, затем переехал в Омск, в 2008 году перевелся из Северо-Казахстанского государственного университета на второй курс химико-биологического факультета ОмГПУ. Окончил вуз в 2011 году, поступил в аспирантуру. Завершил в ней обучение в 2014 году. С 2014 года работает в лаборатории систематики и экологии (СиЭБ) ОмГПУ лаборантом, а с 2016 года научным сотрудником.

Женат.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.