Аптечники пришли к выводу, что поправки к № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» значительно усложнят жизнь рознице, но не решат проблем пациентов
16 марта представители омских аптечных сетей обсудили новые стандарты фармацевтического сегмента, внедренные в России с 1 марта: правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов, их хранения и перевозки. Они пояснили, как новшества могут сказаться на региональном рынке таблеток.
О целях нового закона
По признанию директора БУ ОО «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств» Юлии РОМАНЧУК, идея прозрачности цепочки «от производителя – к покупателю» в сфере оборота лекарственных средств далеко не нова.
– Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и императивного выведения из оборота контрафакта и недоброкачественных препаратов началось с 25 октября 2016-го, – пояснила она.
Проект начали с реализации внедрения маркировки в пилотных регионах, куда Омск не входит. Среди них – 25 производителей, 5 дистрибьюторов, 250 медицинских организаций. К июню 2017-го в рамках сферы деятельности данных организаций на рынке появятся лекарства, промаркированные по новым правилам. С 2018-го на новые правила должны будут перейти все остальные.
– В Омске всего 0,01% лекарственных средств можно отнести к некачественным препаратам, – рассказала также РОМАНЧУК. – Когда уже почти реализована партия товара легального, на рынке происходит выброс такой же серии препарата, но нелегальной продукции.
Законодатель подразумевает, что повторные серии реализации лекарств на рынке будет невозможно продать. Кроме того, новая система поможет государству регулировать отпускные цены на группу жизненно важных лекарств и умело лавировать стратегическим запасом всех пилюль в стране.
– Простая ситуация с гриппом – а в некоторых регионах уже не найти элементарных препаратов, которые нужны больным в серьезных ситуациях, – добавила Юлия РОМАНЧУК.
С тем, что фальсификат можно полностью вывести, не согласился генеральный директор ООО «Аптека «Биомедсервис» Олег МИРОШНИК. Он привел пример: официальное лекарство от гепатита стоит около 1 млн рублей, а египетский аналог – 70 000, при этом лечебный эффект одинаковый.
– Врачи, медики, все знают этот препарат, да, официально его не назначают, но он есть и будет, – пояснил он.
О росте цен
– Контролирующие органы видят только цену препарата на начальном этапе и в точке реализации товара потребителю, сколько накрутили дистрибьюторы, поставщики, посредники – не знает никто. В связи с тем, что мы будем отслеживать всю цепочку, цены могут пойти вниз, – предположила заместитель начальника отдела по организации лекарственного обеспечения управления по фармацевтической деятельности и производству лекарств МЗОО Светлана КАРЛОВА. –Только на жизненно важные препараты предельная надбавка составляет 30%.
– Если внедрят контроль в виде QR-метки, то скорее всего удорожания продукта не произойдет. Если внедрят дата-матрикс или метку, как на шубах, то, конечно, это сразу отразится на цене лекарственных средств, – возразил генеральный директор ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» Игорь БОГДАШИН.
Пока на пилотный проект государство выделило 286 млн рублей, но, по мнению руководителей аптечных сетей, их получат производители лекарств. При этом QR-кодирование проблему фальсификата не решит. Чтобы «отбить» затраты на более дорогое оснащение, производитель должен будет получить лакомый кусок, например, подавляющее производство какого-либо препарата для всей страны.
– QR-код подделать – не проблема, отследить цикличность производства и скопировать внедренные коды все равно можно, – присоединился руководитель отдела информационных технологий аптечной сети «Фармакопейка» Виктор ЩУКИН.
По его мнению, любое действие несет за собой затраты. Если код будет нанесен на каждой упаковке (а таких в России ежегодно выпускают около 5 млрд) и он будет индивидуальным, то, чтобы принять такой товар, необходимо отсканировать также каждую упаковку.
– Уникальный код дороже будет напечатать в типографии, в отличие от штрих-кодирования, которое наносится на партию товара. Для оприходования понадобится персонал. Для двух касс, а их в сети 1200, необходимо купить по одному сканеру на такие штрих-коды. На кого я возложу эти затраты? – рассуждал ЩУКИН.
Он предположил, что для передачи данных понадобятся ключи, пароли, оформление личного кабинета и передаваемого канала отчетности наподобие внедряемого для передачи данных в ОФД при налоговых службах. Если вовремя не передавать такую информацию – возможны проблемы и сбои в работе всей сети.
– У нас час простоя в сети из 600 аптечных пунктов стоит примерно 250 000 рублей, кто их оплатит? – покачал головой Виктор Александрович.
– Контрафакт чаще всего можно обнаружить в области госзакупок и дорогостоящей фармацевтической продукции. У правительства, на мой взгляд, есть возможность решить этот вопрос без внедрения повсеместной системы. Мы и так закупаем более 90% продукции у одних и тех же фармацевтических компаний, – заключил БОГДАШИН.
По его мнению, через 2-3 года на рынке останется несколько крупных игроков-дистрибьюторов, которые разделят рынок и производство. При этом другой участник круглого стола, директор обособленного подразделения АО «Научно-производственная компания «Катрен» в Омске» Александр СИНДЕЕВ отметил, что почти все контракты между крупной розницей и заводами – прямые, поэтому фальсификата почти нет.
– Крупные производители заявили, что это существенно не удорожит препараты, единственные, кто об этом заявили – как раз отечественные компании, которые производят недорогие лекарства, которые они реализуют по минимальным ценам, до 50 рублей, – не смутилась г-жа РОМАНЧУК.– А вот те же проблемы с приемкой и отпуском товара для бюджетных учреждений видят и в Минздраве.
– Иногда наценки на ввозимые препараты ужасают. Производитель заявляет о цене закупа 250 000 рублей, а УФАС дает предписание, что на самом деле, всего 60 000 рублей, вот где поможет новый закон, – добавила г-жа КАРЛОВА.
О провизорской помощи
Согласно новому закону отныне фармацевт обязан предложить покупателю более дешевые аналоги выписанного или запрашиваемого препарата.
– Мы в рецептах и так озвучиваем действующее вещество, и фармацевт предлагает список препаратов и цену на них. Количество аналогов, думаю, установит каждая аптека самостоятельно – будет ли по регламенту их сотрудник предлагать 3 или 5 препаратов, – поведала РОМАНЧУК.
– Стандартизация – хорошо, но она не решает никаких проблем для аптечных сетей, скорее усложняет, – добавил генеральный директор ООО «Аптека «Биомедсервис» Олег МИРОШНИК.
Заложниками ситуации станут небольшие аптеки и единичные аптечные пункты. Свои стандарты они не в силах разработать и внедрить, придется покупать программное обеспечение на дисках: появляется новое обширное поле для заработка.
– Если человек нацелен купить чем дешевле, тем лучше, ничто, никакие коды не помогут, – резюмировал разговор СИНДЕЕВ.