Омский министр Татьяна ДЕРНОВА обещает, что компенсации будут. Но не для всех.
В пасмурный четверг 13 декабря пресс-студия «МКР-Медиа» была переполнена гостями. Для экспертов в центре студии поставили стол: дюжина спикеров не поместилась бы на сцену. В зал для публики пришлось приносить дополнительные стулья. Тема, вызвавшая такой ажиотаж, – семейное образование. Вернее, новый региональный закон. Сначала он вытолкнул сторонников семейного обучения протестовать на улицы. А на минувшей неделе заставил самых активных родителей отправиться в международный пресс-центр на городской окраине – по соседству с промзоной. В этот день матери и отцы, самостоятельно обучающие своих детей, и представители власти получили возможность обсудить больной вопрос при личной встрече.
Что случилось?
С 2013 года в Омской области появилась уникальная практика. Родителям школьников, находящихся на семейной форме обучения, стали полностью выплачивать сумму, которая выделяется на обучение ребенка в муниципальной школе. Эта сумма носила статус компенсации затрат на образование, поскольку вместо школы их несет семья. Такие же компенсации существуют еще в четырех регионах. Правда, в символическом размере.
К 2018 году количество детей на семейном обучении достигло 1,2 тысячи. Полмесяца назад, 29 ноября, Заксобрание по инициативе Минобразования внесло поправки в региональный закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области». Этими поправками обязательная компенсация за семейное образование была отменена.
Родители пришли в негодование. В Интернете появились петиции. На улицах – пикеты. Министра образования Татьяну ДЕРНОВУ обвинили в желании сэкономить на детях.
И вот оппонентов собрали за круглым столом, чтобы они смогли вступить в диалог.
Оппоненты
В дискуссии приняли участие министр образования Омской области Татьяна ДЕРНОВА, директор департамента образования Инна ЕЛЕЦКАЯ, депутат Омского городского совета Алексей СОКИН. Прибыли представители «официальной» системы образования: заведующая центром сопровождения школьной медиации Института развития образования Омской области Татьяна БОРОДАВКИНА, заведующая кафедрой педагогики ОмГПУ – доктор педагогических наук Надежда ЧЕКАЛЕВА, доцент кафедры педагогики ОмГПУ Наталья МАКАРОВА, директор гимназии № 69 Ирина ПУЧИНИНА.
Директор «Авторской экспериментальной школы» Татьяна ХОДЖЕР представляла частные учебные заведения. Отметим, что одной из причин, по которой отменили обязательные компенсации, стали частные школы. Министр ДЕРНОВА утверждает: именно на оплату их услуг во многих случаях фактически уходят бюджетные деньги, выделенные на семейное образование.
С противоположной стороны стола сел ректор Сибирского института непрерывного дополнительного образования Владимир ГАМ. Этот негосударственный институт дает консультации школьникам на семейном образовании. Также в борьбу за компенсации вступили известные омичи, обучающие своих детей самостоятельно. Это президент Ассоциации по защите интересов семьи «Детство. Отцовство. Материнство» Алеся ГРИГОРЬЕВА, председатель общественной организации «Сибирские многодетные семьи» Марина КАРАБАЕВА, профессор ОмГПУ и доктор философских наук Виктор НИКОЛИН. В зале собралась их многочисленная группа поддержки – отцы и матери, дающие детям семейное образование. Некоторые из них тоже приготовили собственные выступления. Родители в зале были настроены по-боевому – договаривались, кому когда лучше держать речь, чтобы наверняка оказаться услышанными.
Позиция СМОЛИНА
Депутат Государственной думы от Омской области Олег СМОЛИН – вице-председатель думского комитета по образованию. СМОЛИН никак не мог остаться в стороне от вспыхнувшей дискуссии вокруг семейного образования. Поэтому круглый стол начался с его выступления – в видеозаписи. Олег СМОЛИН ответил на письмо омички, пожаловавшейся ему на отмену компенсаций.
– Я считаю, что у нас не бывает «негосударственных» детей. И учится ли ребенок в государственной школе, в частной школе или получает образование в семейной форме, он у нас должен получать одинаковые деньги. По факту ребенок в госшколе получает несколько больше средств, поскольку туда входят коммунальные и некоторые другие расходы. Пока, насколько я понимаю, Законодательное собрание Омской области приняло решение исключить возможность компенсации за семейное образование из расходов Омской области. Я бы этого не делал. Я считаю, что если родители хотят давать своему ребенку образование в семейной форме, если ребенок успешно получает такое образование, то это право должно быть сохранено, – к радости родителей в зале заявил Олег СМОЛИН.
Однако после этого парламентарий добавил: сторонники семейного обучения заблуждаются, называя компенсации своим конституционным правом.
– Конституция не гарантирует выплат по семейному образованию. Она гарантирует только общедоступность и бесплатность образования, и то не во всей школе, а лишь в основной.
Не отмена, а перемены
Затем заговорила сидевшая во главе стола Татьяна ДЕРНОВА. Министр заявила: ее поняли неправильно. Вопреки распространенному мнению, отменять компенсации за семейное обучение омские власти не собираются. Речь в новом законе идет о другом. Компенсации станут адресными.
Татьяна ДЕРНОВА зачитала официальное письмо от Минобрнауки РФ, посвященное разъяснениям о семейном образовании. Министр интонацией выделила цитату: субъекты Федерации вправе ввести компенсацию за счет собственных средств. Это право, а не обязанность, подчеркнула ДЕРНОВА. Министр напомнила, что новый региональный закон вступит в силу с 1 сентября 2019 года. До наступления этой даты власти определят, какие семьи получат право на такую социальную поддержку.
– В течение первых трех месяцев 2019 календарного года посредством обсуждения в разном формате с разными аудиториями, в том числе с теми, кто обучает своих детей на семейной форме, будет приниматься решение относительно того, какие категории семей будут получать эту адресную помощь, в каком объеме, – заключила Татьяна ДЕРНОВА.
Куда потратят деньги
Ректор СибИНДО Владимир ГАМ сообщил, что пока не существует полноценного исследования процессов, которые разворачиваются в семейном образовании:
– Почему оно растет с такой скоростью? Почему такое большое количество детей покидает образовательные учреждения и переходит на семейное обучение? Чем там лучше? Все-таки надо было вначале дать ответ, что же такое происходит и как сделать так, чтобы детям в муниципальной школе было хорошо, чтобы они оттуда не уходили.
Чаще всего сторонники семейного образования обвиняют муниципальные школы в плохом качестве преподавания и в травле детей со стороны одноклассников или даже педагогов. Но ГАМ отметил: нередко обучение вне школьных стен – лучший выбор для детей, у которых все прекрасно. Это юные спортсмены и артисты. Ежедневные тренировки и репетиции, поездки на соревнования и музыкальные конкурсы тяжело совместить с графиком занятий в обычной школе. Поддерживать семейное образование таких детей – вносить вклад в будущее Омска.
– Бюджет Омской области – профицитный. Мы пытаемся сэкономить. Для чего? – спросил Владимир ГАМ.
Татьяна ДЕРНОВА вновь поспешила напомнить: компенсации останутся, но поменяется методика их распределения. Их получат лишь семьи, которым будет необходима такая социальная поддержка. На что пойдут сэкономленные деньги, министр пока говорить не может:
– Есть бюджет системы образования Омской области. Возможно, эти деньги будут там в общем объеме средств на разные направления. Сейчас ответ на этот вопрос неочевиден и его нет.
Недоверие
В дискуссию решительно вступила известная общественница Алеся ГРИГОРЬЕВА. В свое время они с мужем и шестью дочерьми и сыновьями переехали поближе к природе – в деревню, а старших детей перевели на семейное обучение. ГРИГОРЬЕВА считает, что в обычных школах учеников перегружают лишними знаниями и «натаскивают» на успешную сдачу ЕГЭ, в то время как главное – воспитывать в ребятах нравственность.
– Мы считаем компенсацию нашим правом, а перевод ее в меры социальной поддержки – как раз незаконным и унизительным. Потому что мы не можем делить детей на тех, для которых конституционное право на обучение будет действовать, и на тех, на кого не будет. На практике мы имеем то, что любые меры социальной поддержки наш регион, как дотационный, обязан согласовывать с Москвой. И любые дополнительные меры социальной поддержки, которые не гарантированы государством, нам обычно не разрешается вводить.
Алеся ГРИГОРЬЕВА полагает: в столице эту меру не утвердят – как это произошло с пособием для детей до трех лет. Но отказаться от семейного обучения омичи не пожелают.
– И вы прекрасно знаете, что мы не вернемся в школы, и вы сэкономите эти 140 миллионов рублей!
Цифры
Седобородый профессор ОмГПУ Виктор НИКОЛИН обратился не к эмоциям, а к цифрам. В 2013 году он участвовал в разработке регионального законодательства о семейном образовании. Вместе с прежним министром образования Сергеем АЛЕКСЕЕВЫМ они разделили сумму, выделяемую из бюджета на обучение школьников, на количество детей и так определили размер компенсации.
– С тех пор норматив на ребенка в школе растет, а семейный – не индексируется. Сейчас разница – 10%, – заявил НИКОЛИН.
– Татьяна Васильевна, вы говорите, что вы не против семейной формы образования. Но вы лишаете его поддержки. Если цветок не поливать, он засохнет. Теоретически вы не против. Но – пусть растет само... – добавила Марина КАРАБАЕВА.
Но Татьяна ДЕРНОВА попросила взглянуть на другие цифры: количество детей на семейном образовании за пять лет выросло с 60 до 1200 человек. Рост прямо связан с появлением финансовой поддержки. Родителям это выгодно, а качество остается под вопросом.
На министра посыпались возражения. Виктор НИКОЛИН заявил, что всех своих десятерых детей учил и учит самостоятельно, и аттестуются они только на отлично. По просьбе Марины КАРАБАЕВОЙ из зала вышел один из отцов – Александр АНОХИН. Он огласил результаты опроса 200 омских семей, выбравших эту форму обучения. Выяснилось, что у 97% родителей – высшее образование, 10% имеют ученую степень. Дети тоже вполне благополучны: практически все занимаются либо спортом, либо в музыкальных школах, либо в художественных студиях, либо сразу в нескольких учреждениях дополнительного образования.
Обратная сторона медали
Оптимистичную картину, которую нарисовали родители, разрушила директор частной «Авторской экспериментальной школы» Татьяна ХОДЖЕР:
– Каждый раз, начиная с 20 июня, уже в течение 3–4 лет ко мне идут родители и просят меня принять детей, которые не сдали по результатам года аттестацию, и посадить их не на второй год, а в следующий класс. Это массовое явление. Два последних года у меня семь человек пришло. Я посадила их на второй год.
Оппоненты были в негодовании. Родители из зала выкрикнули, что выпускники муниципальных школ плохо сдают госэкзамены гораздо чаще, чем проваливают аттестацию «семейники».
Директор гимназии № 69 Ирина ПУЧИНИНА рассказала, что в ее практике были случаи, когда бюджетные деньги шли на репетиторов детям из состоятельных семей:
– Очень обеспеченные родители, настроенные на то, чтобы дети поступали в очень престижные вузы Москвы или учились за границей, забирают детей на семейное образование в десятом-одиннадцатом классе, нанимают им море репетиторов. Разве это не они занимаются натаскиванием на ЕГЭ? В практике моей школы родители снимали девочке два года квартиру в Москве. Она занималась на подготовительных курсах в престижном вузе. Ребенок имел среди репетиторов кандидатов наук. Девочка приезжала в Омск только на аттестацию. Замечательные родители, замечательная девочка. Слава Богу, поступила! Но когда мы говорили с родителями о том, почему именно семейное образование... Вы знаете, успешные бизнесмены – они денежку считать умеют. Неужели это справедливо, когда мы богатым семьям помогаем стать чуть богаче?
Итоги
Дискуссия затянулась на два часа. Модератор периодически призывал участников к порядку: они перебивали друг друга, мешая оппонентам высказаться.
Владимир ГАМ подметил, что этого сражения можно было бы избежать:
– Ничего вот этого не было бы вообще, если бы министерство образования заблаговременно заготовило конкретную замену того, что отменили. И вопрос был бы снят! Почему этого не сделано?
Примирить спорщиков попытался депутат Омского городского совета Алексей СОКИН. Он предложил сторонникам семейного образования объединяться в группы и доказывать право на материальную поддержку для конкретных проектов:
– Если есть эффективность – показывайте, предлагайте! Можно субсидировать целевым образом. Например, есть русская классическая школа на Новороссийской улице – там больше 60 детей. Прекрасная школа, просто замечательная! Есть у Владимира Ивановича ГАМА система подготовки, есть у профессора НИКОЛИНА. Но невозможно физически расплываться деньгами по всей этой целевой аудитории. Будьте операторами, возьмите ответственность, проходите лицензирование!
Хотя общий язык участники дискуссии не нашли, первые шаги к переговорам были сделаны. Юрист Ольга ЧАЩИНА, подготовившая возражения на новый региональный закон, записалась на прием в министерство образования. А еще активисты пригласили представителей власти на мероприятие в Конгресс-холле, где они будут наглядно демонстрировать, как учат своих детей на дому.