Если бы все поезда всех народов вдруг замерли….
Чайна МЬЕВИЛЬ
Рельсы
Серия «Большая фантастика»
М.: Э: Fanzon, 2017 год. – 448 стр.
Тираж 3000 экз.
Не понятно, почему переводчик не дал название так, как оно есть на самом деле – Railsea, то есть «Рельсоморье». Что сразу бы отсылало к Earthsea (Земноморью) Урсулы Ле Гуин. Книга получила в 2013 году премию журнала «Локус» как «Подростковый роман». Это действительно роман становления (или воспитания), когда молодой человек с несколько идеалистическими представлениями о мире претерпевает ряд испытаний & взрослеет. Главный герой – Шэм – в какой-то мере похож & на Геда & на десятки аналогичных персонажей боллитры. Впрочем, в большей степени автор опирается на стивенсонских Дэвида Бэлфура & Джима Хокинса: пираты, необитаемый остров, карта сокровищ. Но действие проистекает не на воде, а на рельсах: мир заполнен этими рельсами, пересекающимися во всех направлениях, делающими круги, с многочисленными автоматическими & ручными стрелочными переводами. А люди передвигаются по ним на поездах: «небольшой состав, всего три вагона, а тянут его туда & сюда за прикрепленные к крайним вагонам канаты две большие птицы. Деревянные поезда, увешанные масками; поезда, покрытые штампованными оловянными формами; поезда, чьи бока декорированы орнаментами из кости: поезда с двойными & тройными палубами. Поезда, влекомые грохочущими & лязгающими дизельными машинами. Шумные, суетливые буяны-паровозы…» Причем выходить из вагона на землю между путями очень опасно: она кишит разнообразными землеройными хищниками – от кротовой крысы до муравьиного льва – так & стремящимися отведать человечины. Шэм отправляется в путь помощником поездного врача на кротобое, капитан которого много лет охотится на белого крота размером с вагон. А весь этот мир – далекий потомок нашего. Его обитатели роются в утиле, оставшемся от времен, когда Земля была оживленным перевалочным галактическим пунктом, ее нередко посещали гости со звезд & оставляли свои артефакты, пытаясь понять, для чего можно приспособить ту или иную найденную штуковину. Автор не скрывает первоисточника: «Трискель Стругацки размахивал ими во все стороны. Три равноудаленных друг от друга черных прута. А между ними было пусто. Можно было делать с ними что угодно: они не соприкасались, но & не разлетались, сохраняя все время одну & ту же форму».
mif1959