Это потребует минимум 27 млрд рублей, но инвесторы якобы есть.
30 сентября в молодежном пространстве «Точка кипения» состоялась пилотная презентация программы «Ресурсное плечо» – «прокачки мега-проектов для развития Омской области», как окрестили ее организаторы.
Один из авторов идеи, председатель комитета по инновационной деятельности омской ТПП Владимир ЛИЗУНОВ объяснил суть происходящего:
– Сейчас в разных регионах России формируются сообщества энтузиастов. Много тех, кто критикует, очень мало тех, кто может поэтапно представить себе реализацию реального проекта. В прошлом году в конце августа я предложил создать сообщество по развитию города, области. У нас, как мы давно говорили, инерционный менталитет – мы с первого раза никогда ничего не делаем. Со второго-третьего еще может быть, а иногда говорят, «может, и не надо было?» Мы потеряли стратегическую инициативу, наше научное, профессиональное сообщество стало бессубъектным, оно не разрабатывает проекты, полезные для мегаполиса.
Игорь ГЛУШКОВ, экс-директор ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» представил проект «Омский аэротрополис в рамках проекта 73 меридиан»:
– Когда я работал в «Мостовике», сначала возглавлял департамент проектирования, потом в 2011-м мне поручили достроить Омск-Федоровку. Все было очень плохо: инвесторов немного, желающих поучаствовать. Тогда шла речь об Омск-Федоровке как пассажирском аэропорте. В 2013-25 гг. мы считали экономику, окупаемость пассажирского аэропорта выходила 25-27 лет, то есть очень много… У нас было соглашение с Внешэкономбанком, что они должны предоставить концессионера. Были смотрины в Москве с Газпромом, Сбербанком и прочими очень крупными организациями, естественно, такая окупаемость мало кого устраивала.
На взгляд спикера, пассажирские перевозки «в чистом поле» – это не совсем правильно. Неудивительно, что в конце 1970-х годов появилось распоряжение Совета министров СССР о том, что местоположение аэропорта Омска опасно и его надо выносить за пределы центра. Поэтому начал прорабатываться вариант грузоперевозок:
– Омск интересен тем, что само место предполагает создание хаба. Помимо речного транспорта, автодорог и Транссиба, мог бы появиться аэропорт, который, по рекомендациям американского экономиста Джона Кассандры, подразумевал инфраструктуру с определенным количеством направлений – банков, гостиниц, выставочных центров, производств и так далее, некий джентльменский набор.
ГЛУШКОВ подчеркнул, что у пассажиров должна быть мотивация полететь в Омск, ведь «просто пожить в гостинице – сомнительное удовольствие»:
– Пассажиры вторичны, бизнес на первом месте. Мы создали проект, который называется «73 меридиан», и он начинается в Омске. Соединить Северный Ледовитый и Индийский океаны, чтобы прилегающие страны участвовали в нашем потоке. Если мы делаем все-таки акцент именно на грузах, получается иная картина.
73 меридиан включает в себя четыре субъекта РФ – ЯНАО, ХМАО, Тюменскую и Омскую области. А также затрагивает Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Афганистан, Пакистан и Индию. Подразумевается задействование воздушных, водных и сухопутных коридоров. Транзитный потенциал страны сейчас используется на 3–5%, говорилось в ролике, предоставленном ГЛУШКОВЫМ, при потенциале в 10–15%. Благодаря развитию логистической инфраструктуры Россия могла бы выручать в год 120 млрд евро, обслуживая транзитные, импортно-экспортные грузопотоки. По оценкам создателей ролика, это сопоставимо с доходами от нефтегазового сектора. Сейчас доля логистических издержек составляет в РФ 19%, в то время как в мире тот же показатель – 11,6%:
– Омская область находится почти в центре материка, имеет равнинный ландшафт при отсутствии сейсмичности. Направление запад-восток совпадает с великим Транссибом, а юг-север с Иртышом, самой длинной рекой, основной водной артерией нескольких государств и субъектов РФ. Сегодня мы хотим укрепить традиции, связывающие Омск с Северным морским путем и Арктикой. Для сравнения: один рубль, инвестированный в транспорт, ведет к росту ВРП на 0,7 рубля, а один рубль, инвестированный в нефтедобычу, ведет к росту ВРП на 0,41. Через нашу страну пролегают наикратчайшие транссибирские и кросс-полярные воздушные трассы, связывающие самые доходные рынки пассажирских и грузовых авиаперевозок, расположенные в Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
По уверениям оратора, уникальные авиатрассы позволяют значительно сокращать полетное время до шести часов на рейс и экономить материально-финансовые ресурсы до 33 тысяч долларов на рейс. Ключом, открывающим меридиан к сотрудничеству, выступает как раз аэроград, создаваемый в Омской области. Проект подразумевает комплексное развитие территории общей площадью около пяти тысяч га вблизи реки Иртыш в Омском и Любинском районах в непосредственной близости от терминалов строящегося международного аэропорта. Он нацелен на то, чтобы направить импортные, экспортные и транзитные грузовые потоки по международным транспортным коридорам через Омск, сделать транспортные коридоры, проходящие через наш город, конкурентоспособными, снизить долю логистических, в первую очередь транспортных затрат в валовом внутреннем региональном продукте и в стоимости сервисных услуг. Создание аэрограда потребует, по замыслу автора, существенной модернизации транспортной и инженерной инфраструктур, реконструкции и строительства железнодорожных подходов, автодорог, путепроводов и мостов, увеличения энергетических мощностей. В состав должны войти грузовой аэропорт, транспортно-логистический комплекс, индустриальный бизнес-парк, таможенные терминалы, научно-выставочный комплекс, жилой комплекс.
По расчетам проектировщика, воплощение идеи аэрограда обойдется в 27 млрд рублей. Причем 10 млрд ГЛУШКОВ надеется получить от Федерации, а конкретно от Росавиации (доступ к деньгам будет открыт с 2025 года), 17 млрд – от «заинтересованных инвесторов». Интересанты, туманно намекнул спикер, есть, однако они остались не названы:
– Мне, как бывшему работнику «Мостовика», конечно, не очень нравится то, что произошло с метро и гидроплотиной. Когда мы прорабатывали этот проект, увязывали метро с будущей структурой Омск-Федоровки. При правильном подходе к этому вопросу мы сможем вытянуть, бог даст, и метро тоже – варианты есть.
С учетом амбициозных планов государства по развитию Арктики, которое затронет этот проект, ему может потребоваться корректировка, но, по заявлениям автора, это лишь «дело техники». В ближайшее время ГЛУШКОВ намерен представить общественности подробное обоснование необходимых вложений:
– Да, мы отстали от Толмачево, да, отстали от Кольцово, вы сами это знаете. Я коренной омич, и мне бы хотелось с вашей помощью пошагово, поступательно решать все эти вопросы, их очень много.
ЛИЗУНОВ призвал восстановить рабочую группу по обсуждению проекта. Он анонсировал создание в Минэкономики ассоциации регионов 73 меридиана:
– Минстрой планирует чисто пассажирский аэропорт, а мы – грузовой. ШОЙГУ предлагает создать серию городов в Сибири. Создавать нужно не на пустом месте, а организовывать города-спутники при крупных городах, которые могут выполнять те же самые функции.
Эксперт рассказал, что рамках форума «Высокие технологии и техника для Арктики» 16 ноября состоится круглый стол, также посвященный проекту 73 меридиана.
Затем началась дискуссия. Владимир ЛЕВАДНЫЙ, председатель производственного кооператива «Советский робот», задался вопросом: а входит ли Омск в глобальные геополитические интересы. Он считает, что нет, а на роль международного хаба всерьез претендует Казахстан, который перенес столицу не только для развития, но и по «политическим мотивам»:
– Казахи наши друзья, братья, но они отстаивают свои интересы. Нам нужно полагаться сейчас только на собственные силы. Мы уже собрали коллективы в разных странах, регионах России, которые готовы помогать развитию проекта 73 меридиана. Сейчас перерабатываем транспортные проекты, постепенно выходим на Омск-Федоровку через то, что мы назвали омский метротрам.
Экс-депутат горсовета Геннадий ДРОЗДОВ предложил начать заниматься обсуждаемым проектом с поиска грамотных кадров. А председатель комитета по вопросам экономического развития Омского городского совета Алексей ПРОВОЗИН подошел к вопросу с профессиональным скепсисом:
– Проекту не хватает технико-экономического обоснования и юридической оболочки. Нужно создавать отдельный субъект права. Вы сейчас от чьего лица разговариваете? Вы кто? Вас нет, есть группа товарищей, а это не субъект для разговоров. Должен быть конкретный муниципалитет, если вы хотите взаимодействовать с властью, без нормативной базы – это пустые разговоры, идеализм. Власть будет что-либо вкладывать только тогда, когда у нее есть для этого основания. Сейчас губернатор начнет подписывать какие-то документы и направлять бюджетные ассигнования в то, чего нет, к нему придет прокурор, и дело закончится плохо. Власть – это не венчурный инвестор, она не будет рисковать сама, по своей инициативе. Должен появиться субъект, экономический интересант. О том, что может быть инвестор, перестаньте заблуждаться, у таких проектов никогда не бывает инвестора, никогда не было в мире. Все подобные проекты реализуются исключительно в рамках консорциумов. Вы говорите про железные дороги, автомобильные, про склады, про сельское хозяйство... Вы никогда не найдете инвестора, который занимается одновременно сельским хозяйством и железными дорогами, инвесторы имеют специализацию. Любые мегапроекты – Суэцкий канал, Панамский канал, Гуанчжоу в Китае, дубайские международные центры – это все консорциумы. Поэтому для того, чтобы проект сдвинулся, необходимо технико-экономическое обоснование, а только оно будет стоить несколько млн долларов. Никакая группа энтузиастов с горящими глазами с задачей не справится. Для того чтобы создать более-менее качественное техническое обоснование, бизнес-план, надо создавать консорциум. Для этого надо с этой идеей идти к людям, которые могут объединиться, а такие люди объединяются с определенной регулярностью на площадках, допустим, Давоса или, как минимум, Петербургского экономического форума, где вы можете застать одновременно президента РЖД, президента ВЭБа, ГРЕФА… Консорциум надо создавать из самых крупных игроков, действующих на российском рынке, в противном случае мы можем энтузиастами хоть месяц, хоть два собираться, но мы создадим бездарный, некрасивый, смешной с их точки зрения альбомчик, с которым даже к одному ГРЕФУ зайти будет стыдно.
Депутат предложил заказать ТЭО у именитого специалиста. Разумеется, это потребует серьезных вложений, но при «пассионарном давлении снизу» вопрос можно решить, прибегнув к краундфандингу. В частности, по мнению ПРОВОЗИНА, инвестировать в аэроград будут заинтересованы омские сельхозпроизводители, строители и т. д.