Второго октября в рамках основной программы «Мастера. Forum» состоялась дискуссия «Точка роста: как развивать креативный бизнес, когда «все плохо».
Единственный представитель Омска на этой сессии Виктор СКУРАТОВ, основатель сети Skuratov Coffee, заметил, что у городов не столь стремительно развивающихся городов, как Москва, есть свои преимущества – меньшее количество конкурентов и меньшие издержки:
– Есть огромное количество компаний, начинавшихся в малых городах, например Walmart, чья штаб-квартира находится в Бентонвилле с населением 50 тысяч человек, чья капитализация превышает капитализацию Газпрома, Роснефти и Сбербанка вместе взятых. Предпринимателю, наоборот, проще выделиться в неидеальной среде. Омск в этом плане очень классный. Если у тебя что-то не получается, всегда можно обвинить город... А если будешь делать что-то чуть лучше, чем остальные, то станешь успешен.
СКУРАТОВ рассказал, что сейчас его сеть представлена в семи российских городах, но он ищет новые точки выхода:
– Как развиваться в городе, в котором будто бы все плохо? В нем огромное количество талантливых людей, которые работают не в том месте и не реализуют свой потенциал. Когда делаешь что-то стоящее, тебе не приходится конкурировать за кадры, к тебе легко все переходят. В итоге вы качеством менеджмента, качеством сервиса превосходите московские компании.
Предприниматель признался, что только зайдя в столицу, понял, что предлагаемый им продукт не до конца доработан:
– Когда я только начинал – мне особо не у кого было учиться, уже понимал, что в Омске очень низкая бизнес-культура. У меня практически не было единомышленников – когда я хотел выходить в другие регионы, крутили пальцем у виска, говоря, что я прогорю. Наверное, это единственный минус Омска – предпринимательский пессимизм, мол, если у меня не получилось, то и ни у кого не получится.
Затем заговорили о кризисе объективном – пандемийном. Мария ЗУЕВА, директор единственной в России частной филармонии «Триумф» (Пермь), поделилась своим опытом: после исчерпания идей музыкальных онлайн-трансляций она прибегла к краундфандингу, запустив таргетированную рекламу с просьбой поддержать проект в трудную минуту. Но не просто так: предлагая различный мерч (футболки, значки, сумки, гигиенические маски с фирменным логотипом) и билеты на предстоящий концертный сезон. Любопытно, что в акции участвовали не только пермяки, но и люди со всей страны, а также из-за границы. Это позволило филармонии не провалиться в серьезную финансовую яму к моменту послабления ограничительных мер и нарастить комьюнити.
Гость из Москвы Егор ЕЛЬЧИН, руководитель «Школы краудфандинга» Planeta.ru уверил, что краундфандинг – весьма рабочий, прозрачный и понятный инструмент, но не для каждого проекта. Во время пандемии средняя сумма поддержки снизилась с 1500 до 1000 рублей, однако количество людей, поддерживающих те или иные стартапы, выросло, поэтому в целом объемы финансового подспорья не изменились.
Предприниматель из Санкт-Петербурга Илья ЛИТВЯК, сооснователь бистро, бара и пекарни «Футура», туристического проекта «ТурФутур», грибной фермы CO.MU, объяснил, что современный креативный бизнес продает не продукт, а некую историю и образ жизни, с которым хочет ассоциировать себя потребитель. Понимая это, спикер устраивает коллаборации своих проектов с другими – от музеев до медиа, расширяя тем самым аудиторию. СКУРАТОВ согласился с этой мыслью, добавив, что и в его сети продают «не кофеин, не калории, но эмоции».