Ранее мы опубликовали первую часть беседы с владельцем омской сети салонов связи «Изюм» Алексеем ПЛАТОНОВЫМ о его путешествиях. Во второй части разговора с обозревателем Анастасией ИЛЬЧЕНКО он рассказал о поездке по Норвегии, в которую он отправился прошлым летом на трейлере вместе с семьей.
— Алексей Геннадьевич, как вы питались в Норвегии?
— Безусловно, там можно было останавливаться у кафе, но цены кусаются. Это очень дорогая страна: поесть вчетвером обойдется в 200-300 долларов. Мы передвигались в доме на колесах. Это такой огромный «сарай», где много места, поэтому купили картошки, риса, всего, что необходимо. Ну, а остальное… я ведь оптимист, я думал, рыбы наловим… Но с рыбой не получилось.
— Не в том месте ловили?
— С погодой не повезло. Мы ездили в июле, все было замечательно, но когда приехали на остров, где планировали рыбачить, пошла волна и затянул на три дня моросящий дождь. Мы даже познакомились с дайверами из Эстонии, договорились вместе понырять, а заодно половить разную морскую дичь — гребешков, креветок, крабов. Они на лодке вывозили детишек заниматься дайвингом, но эти три дня тоже просто сидели и ждали.
— Сильно штормило?
— Да, это же северное побережье Атлантического океана.
— А на рыбалку были отведены только эти три дня?
— Конечно, у меня была программа. Разумеется, можно было остаться еще на пару суток, но ведь не угадаешь, что будет с погодой. Сидеть и ничего не делать — скучно, а так можно какие-то достопримечательности посмотреть.
— Вы все свои путешествия планируете?
— Обычно я стараюсь больше узнать о стране, местных жителях, изучаю вопросы безопасности. На 100 процентов готовых маршрутов нет. Я лишь отмечаю на карте точки, которые хотел бы посетить. А вот когда нужно встретиться с определенными людьми, всегда возникают сложности и программа может сильно измениться.
— А Норвегию?
— Полностью спланировал, все маршруты.
— Вы ночевали в трейлере?
— Конечно, а в чем тогда его смысл?!
— То есть на отелях сэкономили?
— Если знать, сколько стоит трейлер, то это большой вопрос. Хотелось именно в доме на колесах спать, готовить, передвигаться. Это была давняя мечта.
— И как первый опыт?
— Очень интересно. Но 13 дней, которые мы в нем прожили, достаточно.
— Слишком тесно для четверых?
— Да нет, там большое спальное место уходит под крышу и не мешает передвигаться в течение дня. Сзади два стационарных спальных места, для посиделок предусмотрена кают-компания. Пространства хватает, но надоедает.
— Расскажите об особенностях путешествия на колесах по Норвегии.
— Очень узкие дороги. Там же горы, к тому же периодически что-то ремонтируют. Заехали в старый тоннель, а он без освещения и идет винтом с подъемом вверх. Бывают дороги, которые высечены на уступах гор. Теоретически две полосы, но машины проезжают впритирку.
— Опасно. Но обошлось без происшествий?
— Да. Была сложная ситуация, когда забрались на машине на обзорную площадку. Ехали туда в 7 утра, было все нормально, а выезжать стали и оказалось, что это популярное туристическое место, один за одним пошли автобусы. В этом месте в принципе движение однополосное. И вот мы съезжаем, а автобус поднимается нам навстречу: и ему уже не развернуться и не съехать, и я стою под наклоном и назад (вверх) мне тоже сложно рвануть. Как мы с этим автобусом разъезжались, была целая история – подгибали зеркала с обеих сторон, он чуть-чуть протиснется, я чуть-чуть. Это был кошмар (смеется). С одной стороны — скала, а с другой — пропасть.
Кроме того, мы несколько раз перебирались на паромах, чтобы продолжить путь. Это тоже недешевое удовольствие, приходилось платить и за провоз машины, и за себя. Там вообще все недешево.
— А как там с отношением к русским? Слышала, что в Скандинавии оно часто негативное…
— Так в Норвегии людей нет – там всего 5 млн. населения! Чтобы найти местного, нужно еще приложить усилия. Мы с ними практически не общались. Однажды остановились на ночлег в красивейшем месте на берегу фьорда. Из ближайшего дома вышла женщина. Потом оказалось, что она учительница, живет в домике наподобие дачного. И когда мы припарковались, она подошла и сказала, что мы находимся на каком-то их святом семейном месте. Мы отъехали – это не проблема. Потом сын пошел на камни и распорол себе ногу. Забинтовали рану, но кровь не перестала идти, обратились к этой женщине, она пригласила нас домой, созвонилась с местным госпиталем. Мы нашли в ближайшей деревушке больницу. Ночью!!! Причем такого уровня… В этой деревне жителей, может быть, от силы тысяч пять, а в больнице все по высшему уровню.
— Что именно?
— Здание, внутри чистота, порядок, отличный свет. Современные новые машины скорой помощи. Обслуживающий персонал в аккуратной униформе. Мы приехали уже в час ночи, они вызвали специалиста, он наложил швы. И с нас за все это взяли (на наши деньги) всего 1,5 тысячи.
— У вас не было страховки?
— А ты в любом случае платишь, но при страховке тебе просто компенсируют траты по приезде, если будут в порядке все документы. Я на страховки давно плюнул: как-то заболел зуб, и мне пришлось 130 долларов заплатить. Так ради интереса собрал весь комплект документов, передал в страховую компанию и через месяц получил около 70 долларов.
— То есть брать в путешествия медицинскую страховку смысла нет?
— Если ты не собираешься там умирать — нет. И если ты не в Штатах с больным зубом. Тогда, наверное, есть смысл. А здесь они взяли чисто на лекарство. Мы вернулись, пришли к этой женщине, вручили ей русский шоколад в благодарность. Она нас провела по дому, показала, как живет. Так что сказать, что местные как-то неадекватно реагируют, не могу.
— Где вы останавливались на ночлег?
— В диких местах останавливаться, понятно, можно. Но идеально – на организованных парковках. Это специальные кемпинги для домов на колесах. Там можно слить туалет, заполниться водой, помыться в душе, подключиться к электричеству. Причем это не просто стоянка, где все впритык, перед тобой достаточно большая лужайка, ты можешь на ней барбекю готовить, в футбол играть. Когда закупались продуктами в дорогу, купили и небольшой надувной бассейн. И чтобы он не пропал даром, в одном месте его наполнили водой и покупались. Справа – плантации спелой клубники, слева — гора со снежной вершиной, а ты – в бассейне с ноутбуком работаешь. Красота! Правда, холодновато. В этом плане там все организовано, поэтому людей на таких парковках достаточно много. И все дружелюбные. Мы, кстати, брали с собой пару велосипедов – приезжали, садились на них и ездили по округе — на водопады, на природу. Шикарно отдохнули, но дорого…
— Дорого по сравнению с чем? Если взять, например, Францию…
— Хоть с чем! Это просто дорого.
— Какие из Норвегии привезли лайфхаки?
— Длинные перегоны по стране оказались тяжеловаты. Пришлось из Осло ехать почти до Бергена. Это километров 700. Дорога не сильно интересная. Дело в том, что в Бергене не было трейлеров, мне смогли его предоставить только в столице. Оказалось, что такую машину нужно заказывать минимум за полгода, а лучше за год. Я озадачился вопросом в апреле на июль и с горем пополам выцарапал. Другие свободные варианты были еще в полтора раза дороже. Цены там космос. Причем я брал машину чешскую, мне ее оттуда пригнали.
— Дешевле пригнать было из Чехии, чем взять норвежскую?!
— Да! Еще одно наблюдение: в Норвегии можно не строить иллюзий по поводу трофейной рыбалки, если это не совсем на севере страны. У меня было в планах добраться до Лофотенов (от ред. — Острова у северо-западного побережья Норвегии), но голосованием решили, что никому не интересно провести в дороге еще лишних 2000 км, и от идеи отказались. Я нашел друзей в Москве, которые туда ездят на рыбалку, думаю, в следующем году с ними отправлюсь. Все-таки хочу хоть раз поймать рыбу килограмм на 15!
— Вы рыбу-то все-таки попробовали в Норвегии?
— Только один раз. У супруги случился день рождения, мы купили целый таз морепродуктов в Бергене на рыбном рынке. Там по субботам на площади их при тебе и готовят.
— И какой улов был в этом тазу?
— И красная рыба, и палтус, и лобстер, и креветки, и кальмар, и осьминог. И устрицы, которых никто не любит.
— Не любите устрицы?
— У меня дома их никто не любит. Я тоже одну съем — и все. С лобстерами в одном путешествии была интересная история. Я их готовил на острове Векас. Это Пуэрто-Рико. Уникальное место. Там есть залив со стоячей водой, в которую падают листья, гниют, и образуются светящиеся бактерии. Заплываешь на лодке, и за твоим веслом идет светящийся шлейф.
— Вы наблюдали такую красоту!
— Не удалось (смеется). Экскурсия была запланирована на субботу, а в пятницу пришел прогноз, что будет ураган, и всех срочно эвакуировали с острова. Так вот там этих лобстеров как грязи. И они стоили 600 рублей за штуку. Я с утра на мотоцикле ездил на рыбный рынок, покупал их, а вечером в фольге готовил на гриле и ел. Спрашиваю у хозяйки: «Можно пожарить лобстеров?» «Нет». «А гриль есть?» «Есть». «Можно на нем пожарить лобстеров?» «Нет». «А уголь есть?» «Нет». «А где взять?» «В магазине». «А если я уголь куплю, гриль мне дадите?» «Дадим». «А жарить лобстеров можно?» «Нет». «Почему!?» «Только на крыше». Поскольку меня такой вариант – жарить ночью под звездами на крыше лобстеров — вполне устраивал, я согласился.
— И чем было вызвано такое странное условие?
— А вот не знаю. Может быть, языковой барьер сказался (смеется). Когда был ураган, они прибежали, говорят, вам нужно срочно собирать вещи, отдали деньги за несостоявшуюся прогулку. Все культурно. Кстати, я там был в период созревания манго. На острове жители, которые имеют лошадей, не загоняют их во дворы, как у нас, а они вольно пасутся, где хотят. И вот эти лошади по всему острову ходят и жрут манго, за счет чего у всех оранжевые рожи и безумный запах прелого, закисшего манго. В округе стоял такой дурман, что я после этого манго не ем.
— Вернемся к Норвегии. Вам там в принципе понравилось?
— Вообще бомба! Это удивительное сочетание воды, гор, воздуха плюс своеобразная дикость. То есть, несмотря на то, что все ухожено, сохраняется нетронутая природа. В любой лес зашел – там ягода (черника, малина). Плюс хорошо организованные парковки, прокат машин, велосипедов, лодок, экскурсии, понятная схема с паромами. И дорога постоянно с неожиданностями: сначала винтовой тоннель, потом паром, далее изогнутый мост, океан, фьорд с безумно красивым видом. Можно подняться на смотровые площадки и увидеть просто космические пейзажи. Причем разные — там много климатических зон. Мы, кстати, побывали на одном из крупнейших ледников Европы.
— А какая там была в июле погода?
— Разная. В зависимости от высоты и погодных условий. Было и +25 и +6. Причем +25 — это очень жарко, как у нас +35. И воздух там можно ложкой есть. Дышишь полной грудью — и хорошо. Так же бывает и на Алтае. И путешествие там было бы не хуже, если бы были трейлеры, остановки для них, разветвленная сеть дорог, чтобы пробираться через перевалы. Думаю, по впечатлениям путешествие по Алтаю сопоставимо с Норвегией.
— Я так понимаю, на Алтае вы тоже были?
— Конечно. Я путешествовал и по России. Кстати, активно практикую поездки с проектом «Своя дорога» Димы БУЦИКА по отдаленным районам Омской области.
— В этом году собираетесь?
— Обязательно. Поедем за Седельниково, в заброшенную деревню. Он уже выложил в Интернете программу. Кроме того, в этом году он хочет устроить тур для иностранцев и представителей прессы в Окунево, показать наши мистические места, тайгу. В такие походы я езжу с сыном, в чисто мужской компании. В прошлом году мы летали на тренировочных самолетах. Это было круто. Собирали грибы, ягоды, в грязи полазили. Как раз то, что нужно пацану в 13-14 лет. В этом году, кстати, я купил дрон. Рассчитываем сделать уникальные снимки, а может, и последить за дикими животными.
Ранее интервью можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 августа 2018 года