«Пожилой консерватор» ЧУБАЙС и «молодой реформатор» ГРЕФ на IV Московском финансовом форуме (полный текст).
12-13 сентября в Москве состоялся IV Московский финансовый форум. «Хотя бы здесь хотя бы раз в год можно говорить правду», – настраивал участников на откровенный разговор глава бюджетного комитета Госдумы РФ и модератор нескольких ключевых площадок форума Андрей МАКАРОВ.
Официально основная тема форума была сформулирована так: «Российская экономика: возможности для опережающего развития», а по факту основные дискуссии строились вокруг проблем, из-за которых Россия не может пока выйти на значимые темпы экономического роста, и споров о том, оправдают ли нацпроекты возложенные на них ожидания.
Головная боль губернаторов
Уже на первой пленарной сессии форума высказать соображения по поводу нацпроектов позволили главам регионов, более того, им предложили молчать об успехах и говорить о сложностях.
Основных проблем оказалось несколько. Первая – корректировки целевых показателей происходят без учета мнения регионов. «Минэкономразвития довело до нас в августе изменения показателей, они формировались без нашего участия, и с ними сложно согласиться. Так, уже в следующем году мы должны зарегистрировать у себя 1000 самозанятых, а у нас этот механизм только будет запущен», — поделился губернатор Рязанской области Николай ЛЮБИМОВ. Аналогичная проблема в Новгородской области: в середине года вдруг был уменьшен на 2,5% поставленный региону показатель уровня бедности.
Финансирование – вторая проблема после показателей. Во-первых, горизонт планирования пока ограничен трехлетним бюджетным циклом, то есть концом 2021 года, а нацпроекты спланированы до 2024 года включительно, и на какие деньги от Федерации рассчитывать после 2021 года – непонятно.
Во-вторых, не все так просто с соблюдением доли софинансирования на среднем уровне в 95%. По отдельным проектам доля софинансирования со стороны Федерации, если верить приведенным губернаторами примерам, снижается до 60, а то и до 50 процентов. Несостыковка, как поясняют регионалы, в том, что Федерация словно не замечает тех дополнительных затрат, которые регионы в связи с мероприятиями нацпроектов несут. Это и проектные работы, и подготовка площадок, и вопросы подключений к сетям, расходы на дозакупку оборудования, на благоустройство территорий вокруг новых объектов, и так далее. В итоге первому замминистра финансов РФ Леониду ГОРНИНУ ничего не оставалось делать, как согласиться с тем, что фактический уровень затрат регионов Федерация учитывает не всегда.
– Хватит говорить про деньги, – в какой-то момент не вытерпел губернатор Самарской области Дмитрий АЗАРОВ. – По каждому региону мы слышим: выделены колоссальные средства, и люди ждут каких-то гигантских результатов. Главная проблема сейчас – низкая вовлеченность людей, их нужно не просто информировать, а реально показывать им те возможности, которые эти нацпроекты дают. Крайне важна информационная перенастройка.
Губернатор Ивановской области Станислав ВОСКРЕСЕНСКИЙ пошел дальше, и стал развивать мысль АЗАРОВА о том, что кассовое исполнение – не самоцель. «Ко всем министерствам обращаюсь: не надо нас оценивать по процессу, оценивайте по результату. Ну что за термин – освоение бюджетных средств? Наша задача – не освоить процент к конкретному месяцу, а качественную услугу предоставить», – заключил он.
А будет ли рост?
На послеобеденной пленарке первого дня форума, открыл которую премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ, обсуждали, почему Россия никак не совершит глобальный рывок вперед и что нужно сделать для того, чтобы в стране наконец случился ощутимый экономический рост.
«28 трлн. рублей на депозитах у предприятий. Что нужно бизнесу, чтобы поверить, что новые инвестиции в российскую экономику дадут стабильный результат?» – спрашивал министр финансов РФ Антон СИЛУАНОВ и сам же себе отвечал: «Мешает устаревшее законодательство, регуляторика». И тут же обещал: уже в текущую сессию в Госдуму будет внесен некий законопроект, который гарантирует инвесторам неизменность условий.
Глава Центробанка РФ Эльвира НАБИУЛЛИНА ответила на вопрос о том, не стоит ли Центробанку еще агрессивнее снижать ставки, чтобы подтолкнуть экономический рост и инвестиции. "Ценовая стабильность способствует инвестициям, но сама по себе не создает их. Нельзя повторять ошибки тех стран, которые с помощью печатного станка пытались разогреть экономику», – проговорила она, и отвергла предложение СИЛУАНОВА допустить послабления в подходах ЦБ к оценке кредитных рисков. «Мы хотим, чтобы убыточные предприятия брали кредиты, и от этого стали прибыльными? Так не получится», – отрезала глава ЦБ.
Глава Счетной палаты РФ Алексей КУДРИН ожидаемо вступил в дискуссию с критикой нацпроектов. «Да, это план эволюционного развития, но не прорывного. Нацпроекты добавят только 0,1-0,6% ВВП, а если не будет экономического роста на уровне 3%, цели нацпроектов окажутся недостижимы. Что происходит сейчас? Темпы роста экономики были в прошлом году 2,3%, в этом году будут максимум около 1%. На следующий год Минэкономразвития ждет 1,7%, а наш прогноз – от 1 до 1,3%. Из этой колеи надо вырваться, а для этого надо принимать структурные меры. Это изменение технологического уровня за счет инвестиций, увеличение доли частного сектора в экономике. Еще одна проблема – роль регионов снижена, в результате нацпроектов с федерального уровня все больше регламентирования, вплоть до спецификации оборудования школ», – высказался КУДРИН и категоричностью суждений вызвал неудовольствие главы Минфина РФ. «У Алексея Леонидовича всегда все плохо. Для чего это? Чтобы вызвать реакцию зала? Есть прогресс, есть движение. Нельзя этого не замечать», – вынужден был парировать СИЛУАНОВ.
Реформы и реформаторы
13 сентября на заключительной пленарной сессии форума речь должна была идти об экономических реформах в России, а по факту участники высокой дискуссии – прежде всего председатель правления «Роснано» Анатолий ЧУБАЙС и глава Сбербанка Герман ГРЕФ говорили каждый о своем – о наболевшем.
Первым зажег ЧУБАЙС. «Управлять государством все равно что автомобилем. Есть две педали: педаль газа – это экономика, педаль тормоза – это правоохранительная система, и обе они важны для управления этой сложной системой. Но мы сегодня ухитрились на обе педали нажать так, что кости трещат. У нас блестящая – лучшая за 28 лет – бюджетная и кредитно-финансовая политика, фантастические параметры, о которых в наше время было невозможно даже мечтать, а роста фактически нет. Потому что нажали на обе педали. Так – не поедем!» – эмоционально выступил он, завершив спич цитатой сидящего рядом ГРЕФА о том, что экономические проблемы России лежат не в экономической плоскости. Андрей МАКАРОВ предположил, что ЧУБАЙС клонит к необходимости провести реформу правоохранительной системы.
– Вы пропустили момент, это ГРЕФ у нас теперь молодой реформатор, а ЧУБАЙС уже пожилой консерватор. Я категорически против реформы. Давайте изменим целеполагание и попробуем спросить с правоохранительной системы. По сути, она сегодня подменяет все гражданское законодательство уголовным, и список уголовных дел в отношении бизнеса бесконечен. Нужно предложить: давайте, ребята, вы прекратите открывать уголовные дела там, где вопрос можно решить в арбитражном суде, – развил мысль ЧУБАЙС.
Вторым был глава Сбербанка Герман ГРЕФ.
— Старую модель управления для решения сегодняшних проблем невозможно использовать. У нас нет бизнес-модели экономического роста страны, нет консенсуса о том, что надо делать. Я согласен с СИЛУАНОВЫМ в том, что не надо увеличивать бюджетные расходы – это ни к чему не приведет, радикальные меры в денежно-кредитной политике тоже ничего не дадут, и нацпроекты, как сказал КУДРИН, не дадут качественного результата, так как там нет гигантских каких-то ресурсов – это миф. Не вижу связи между тем, что запланировано, и тем, что на выходе ожидается, хотя часть планов – хорошие и правильные, – оказался не менее категоричен глава Сбербанка.
По мнению ГРЕФА, тот же самый объем ресурсов, который сегодня направлен на нацпроекты, надо перенаправить: «Технологии, которые нельзя не замечать, взорвали все сферы. Деньги нужно пустить на создание новой модели в каждой из этих сфер, и за тот объем, который планируется потратить на нацпроекты, эти реформы точно можно провести».
Постскриптум
В заключение отметим, что ежегодно своими впечатлениями по итогам МФФ с «Коммерческими вестями» делится глава областного минфина Вадим ЧЕЧЕНКО. Так, в прошлом 2018 году он привез с форума приятную новость о том, что Омской области придется софинансировать только 2% от затрат на нацпроекты. Однако обещать не значит жениться, и из 11 млрд рублей, направленных на территории нашей области на нацпроекты в текущем году, федеральных – только около 8,5 млрд рублей, а все остальное – собственные ресурсы региона.
– Достаточно откровенно на форуме обсуждались риски, которые могут снизить эффект от реализации нацпроектов. Представители ряда регионов подтвердили, что сегодня в нацпроекты им приходится вкладывать больше, чем предполагалось при формировании целей и мероприятий. Пока на фоне существенного роста собственных доходов субъектам в целом удается справляться с задачей ресурсного обеспечения. Но регионы озвучили на форуме: если ситуация не изменится, и вопрос по источникам решён не будет, под угрозой встанет либо сбалансированность бюджетов, либо достижение целевых показателей нацпроектов. Ни то ни другое мы допустить не можем, потому будем ожидать позитивных изменений в части предоставления дополнительных источников регионам. Вторая проблема, обозначенная участниками дискуссий, – слабая инвестиционная активность бизнеса. Удалось сдержать инфляцию, снизить ключевую ставку до почти докризисных показателей, но бизнес в целом по стране существенным ростом инвестиций пока не проголосовал за реформы. Проблема доверия бизнеса к государству – это та проблема, которую, по мнению экспертов форума, необходимо решать в ближайшее время, – поделился впечатлениями министр.
На вопрос о том, ожидали ли финансисты в регионах, что столкнутся с озвученными сложностями, Вадим Александрович ответил с долей оптимизма: «При реализации столь масштабных и амбициозных задач не может абсолютно все идти гладко. Риски и угрозы – это нормально. Важно, насколько оперативно участники процесса готовы их устранять. С основными вызовами финансового кризиса Правительство РФ справилось уверенно, и это вселяет оптимизм и надежду на то, что будут приняты принципиальные решения и по оздоровлению инвестиционного климата. По крайней мере, тон дискуссий настраивает на это».