Учеба дистанционная, а деньги – более чем реальные.
В конце года в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Студенты против вузов: Сколько будет стоить удаленка?» В России из четырех миллионов студентов вузов переведены на дистанционное обучение почти два с половиной, еще чуть более миллиона учатся на смешанной форме. По мнению обучающихся платно, при переводе на дистанционный формат качество образования пострадало при неизменной стоимости. По всей стране студенты требуют перерасчета. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна МОСКАЛЬКОВА обратилась к Правительству РФ с просьбой обратить внимание на необходимость льгот и преференций для обучающихся по контракту, но не получивших должных знаний из-за занятий, проходивших онлайн.
Представляющая интересы студентов МГУ адвокат Флоранс ЛЕНСКАЯ высоко оценивает шансы студентов выиграть многочисленные иски:
– У нас твердая правовая позиция. Мы руководствуемся статьями 450, 453 Гражданского кодекса и Законом о защите прав потребителей. Люди пришли получать очное образование. Случилась экстренная ситуация, поменялся образ жизни, за который мы платили. Изменилась подача материала, ее качество, изменилась концепция взаимодействия студент – преподаватель. Произошли изменения, которые должны повлечь за собой изменения и условий договора, а именно цены услуг. Стоимость обучения должна быть скорректирована! Мы не получили продукт, за который заплатили деньги, и вправе потребовать их возвращения. И хватит говорить о дистанте. Онлайн-обучение – это технология, а не форма обучения как очная и заочная.
Адвокат рассказала, что вузы ничего не сделали для подготовки к переходу на дистанционное обучение:
– МГУ, чей учредитель Правительство РФ, ни к чему не был подготовлен. У нас случился кризис и все. Преподаватели не прошли переобучение для ведения онлайн-занятий, не подготовлены платформы, методики преподавания. Ничего не было сделано! При этом серьезные материальные ресурсы, которые были у МГУ, не были использованы, а потому они и могут стать тем резервом, который позволит снизить стоимость обучения. В конце концов помощь государственному вузу может оказать само государство, которое поддерживает бизнес, банки, арендодателей. На мой взгляд, вузы сами повели себя легкомысленно, не запросив помощи. Администрации учебных заведений отмалчиваются, не обращаясь ни в Правительство РФ, ни в Минобрнауки – не желают признаваться в том, что не сумели оказать услуги должного качества. Управленцы просто игнорируют петиции студентов с предложением попросить у чиновников дотации.
ЛЕНСКАЯ полагает, что онлайн-обучение приведет к краху российского образования. По ее словам, изменилась сама образовательная среда, преподаватели теряют контакт со студентами, хотя находятся ничуть не в лучшем положении.
Председатель Всероссийского студенческого союза Олег ЦАПКО поддержал инициативу ЛЕНСКОЙ и тоже предложил государству помочь деньгами вузам, частным в том числе – за счет этой помощи учебные заведения смогли бы пересчитать стоимость обучения для студентов. Спикер подчеркнул, что ситуацией с дистанционным обучением недовольны студенты абсолютно всех регионов России, среди которых платников больше половины:
– В некоторых вузах с марта по июнь не велось ни одной лекции, ни одной практики. Студентам скидывали информацию и задания по электронной почте, обратная связь же отсутствовала. На досудебную претензию по поводу перерасчета стоимости обучения одно из учебных заведений заявило: «Ваша дочь-первокурсница не в состоянии оценить качество предоставляемых ей услуг»! А ведь люди потратили на образование в том числе средства маткапитала. Из кулуарных разговоров ясно, что ректоры нас поддерживают, хотя не решаются открыто выступить против Минобрнауки – профессионалам ведь прекрасно понятно, что услуги оказываются не в полном объеме. К тому же деньги пошли на техническое переоборудование, на доплаты преподавателям, поначалу работавшим в два-три раза больше, поскольку система, как верно заметила Флоранс, оказалась не готова к переходу. В случае официального согласия Минобрнауки выделить финансы вузам для перерасчета стоимости обучения ректоры первыми выступят за это – уже идет отток студентов с платных отделений факультетов, студенты берут академические отпуска, а значит, не будет хватать денег на зарплаты преподавателям, на хозяйственную деятельность вузов. Да, перерасчет в 20 – 25% нанесет серьезный удар по отрасли, вплоть до банкротства некоторых вузов, но с точки зрения получателей услуг он совершенно оправдан. Ведь речь идет далеко не только об аудиторной нагрузке, которая, естественно, пострадала, но и о социокультурной деятельности, пользовании лабораториями, библиотеками, научными и медиацентрами, спортзалами и прочей инфраструктурой, которые также входят в стоимость обучения. Государство должно профинансировать этот перерасчет, чтобы вузы не пострадали, потому что те уже потратили деньги, полученные от студентов, и будут биться за них до последнего.
ЦАПКО спрогнозировал, что число недовольных будет только расти – ведь еще с весны многие студенты (как и их родители) лишились доходов и не знают не только как платить за обучение, но как в принципе себя содержать. Многие боятся судиться со своим вузом из страха испортить отношения с преподавателями, парни – из боязни попасть в армию, а без пяти минут выпускники – из опасений за свои дипломы.
Так что пока многие смотрят на МГУ – флагман высшего образования страны, студенты которого подали коллективный иск и ждут, увенчается ли эта кампания успехом. Минобрнауки же призывает студентов доказывать, что качество образования снизилось, но понятных механизмов, как это сделать, пока нет. Как вариант, можно обратиться в экспертную организацию, но услуги аккредитационных агентств стоят сотни тысяч рублей, а свою экспертизу надлежит заиметь каждой отдельно взятой учебной группе:
– Это сделано для того, чтобы мы погрязли в экспертизах, сметах и прочих бумажках. По сути же, Минобрнауки сталкивает лбами студентов и преподавателей – мол, разбирайтесь со своими вузами, если считаете, что там оказывают некачественные услуги. Государство переложило все издержки дистанта на вузы, а вузы – на студентов. Говорят, что онлайн-образование может стоить дорого. Может! Но не в том виде, в каком мы имеем сейчас. Где дорогие мультимедийные материалы? Когда школьники проводят опасные химические опыты в VR-очках – это одно. Когда преподаватель читает лекции черным квадратам в Зуме – это совсем другое. На педагога ложится нагрузка и по подготовке лекции, и по презентации, и по поиску способа, как проверить усвоенное, дать обратную связь. Когда мы готовим образовательные онлайн-курсы, ведет их один человек, проверяет соответствие методологии образовательным стандартам второй, следит за групповой активностью третий, отрисовывает презентации четвертый, а видеоконтент составляет пятый. Такой дистант может быть дорогим, но в любом случае он не стоит столько же, сколько очное обучение.
ЦАПКО раскритиковал позицию курирующего ведомства по всем фронтам:
– Мониторинг нашего Союза за последние годы показывает, что рекомендации Минобрнауки всегда не соблюдают один-два, а то и десять-двадцать вузов из 700. Я звонил даже в крупные вузы, спрашивал, почему они не переходят на дистант. Те отвечали мне, что пока нет приказа, обязывающего так сделать, ничего предпринимать они не намерены – никто не хочет терять свои деньги! Появилась рекомендация в этом году – не приказ, не распоряжение, не нормативно-правовой акт, не изменение в федеральном законе – не повышать стоимость обучения. Еще весной было понятно, что это не сработает ни в одном вузе. Так и вышло: многие заведения заявили, что у них своя система расчета стоимости, и повысили цену на свои услуги, проигнорировав письмо Минобрнауки.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 декабря 2020 года.
Фото © www.skillseed.sg