Все рубрики
В Омске пятница, 27 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 26,0943    € 10,1096

Виктор ШКУРЕНКО: «Наверняка ко всем уже либо приезжали крупные федеральные сети, либо коллеги из других регионов с предложением о продаже бизнеса»

26 ноября 2022 08:58
2
2823

В современной России пять крупнейших ритейлов занимают 32% рынка, в Соединенных Штатах – 47-50%, в Германии – 75%. 

В конце октября в Новосибирске прошел форум бизнеса и власти «Дни ритейла в Сибири» – отраслевое мероприятие для профессионалов и экспертов в сфере розничной торговли в Сибирском федеральном округе. В первый день форума состоялась региональная сессия «Ритейл в Сибири 2023: честный разговор с владельцами и CEO розничных сетей».Представляем читателям выступление собственника омских ТД «Шкуренко», ТС «Низкоцен», «Победа» Виктора ШКУРЕНКО:

— Все собственники сети когда-либо сталкивались с вопросом по поводу консолидации рынка: наверняка ко всем уже либо приезжали крупные федеральные сети, либо коллеги из других регионов с предложением о продаже бизнеса. Лично я столкнулся впервые с таким в 2004 году: наша с партнером сеть существовала всего четыре года, в которой было 10 магазинов. Уже нарисовывался «Холидей» в лице СКОРОХОДОВА (Николай, владелец этой сибирской торговой сети) – мы встретились в Омске. Нам было тогда по 30 лет. Мы крепко выпили водки, и на второй день я все-таки начал расспрашивать его, какой смысл того, что он нам предлагает. Тогда, кстати, впервые услышал слово EBITDA (еarnings before interest, taxes, depreciation and amortization, то есть объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации). Он предлагал четыре или пять EBITDA.

Я был поражен, потому что занимался бизнесом с 1992 года и не понимал, как можно купить бизнес за четыре-пять прибылей – обычно мы больше одной не давали за чужой бизнес. Он ответил очень просто: «Куплю на кредитные деньги. А почему это делаю? Потому что меня оценивают в шесть-семь EBITDA. То есть, купив тебя за четыре, я мгновенно зарабатываю 50%».

Через два года его друг и партнер Юра АКСЕНОВ приехал по моему приглашению на конференцию местных ритейлеров, в том числе ларечников, тех, у кого по два-три магазина. Он с этой трибуны откровенно говорил: «Ребята, расслабьтесь, рынок уже поделен. Есть три компании в Сибири: мы – «Холидэй», «Алпи» из Красноярска, «Регионмарт» из Кемерова. Мы контролируем Сибирь. Вы нам продадитесь или закроетесь». (Все три сети обанкротились. – Прим. авт.)

То есть уже в 2006 году речь шла о консолидации рынка. В современной России пять крупнейших ритейлов занимают 32% рынка, в Соединенных Штатах – 47-50%, в Германии – 75%. У нас скорее всего будет американская модель. Федеральная пятерка, наверное, наберет 50% с чем-то и остановится. Остался только не захвачен Дальневосточный федеральный округ, там всего 5% российского рынка. То есть сейчас федеральные сети сталкиваются с тем, что расти им без поглощения региональных сетей невозможно.

После этих скороходовских визитов был период, когда ему подобные компании покупали бизнес как юрлицо. Через некоторое время федеральные игроки начали прекрасно понимать, что желающих продать на таких условиях региональных бизнесменов достаточно много. И они поменяли правила игры, объявили новую схему, о которой объявил гениальный Сергей ГАЛИЦКИЙ (основатель крупнейшей розничной сети «Магнит»). Он сказал: «Я не покупаю чужой бизнес, потому что у меня есть свой». Его интересовали только права аренды на объекты. И мы видели ряд сделок, где не покупается юрлицо, а тупо покупается право аренды. Например, вы получаете 10-20 млн рублей за ваш магазин, но проблемы с персоналом, с доставкой товара, с торговым оборудованием остаются вашими.

Сейчас произошли, конечно, существенные вещи, драйвером этого процесса, с моей точки зрения, выступила «Лента». Наверняка ко многим здесь присутствующим приезжал Владимир СОРОКИН (генеральный директор сети) и все остальные… Два-три года назад «Лента» опять поменяла правила, объявив, что снова готова покупать юрлицо. На днях о крупной сделке объявили X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик» – в Сибири планируется до конца текущего года открыть 130 новых магазинов. – Прим. авт.). С моей точки зрения они парадигмы не поменяли, прекрасно понимая, что Сибирь, Дальний Восток находятся далеко от Москвы, что пока федералы заходили на сибирский рынок, они набрали компетенцию во всех сферах – от управления товарной матрицей до управления недвижимостью.

Публичным компаниям достаточно купить 70% активов и тут же мгновенно включать их в свою публичную отчетность. Когда мы будем в следующем году смотреть выручку X5 Retail Group, то там уже будет выручка «Красного Яра» (Красноярск) и «Слаты» (Иркутск).
То есть они своих целей добиваются, сохраняя уникальные управленческие команды, которые продолжат развивать на этих территориях свой бизнес. У меня есть такая же практика. У нас с партнером две сети в Омске и одна в Казахстане, все три сети имеют отдельных топ-менеджеров, отдельную систему управления и отдельную логистику. У нас был только общий маркетинг, но в итоге решили все-таки сделать, чтобы у каждой был свой.

Конечно, будут сложности, на мой взгляд. Если производитель поставляет X5, «Слате» и в «Красный Яр», придется, естественно, находить баланс интересов между всеми участниками рынка. Вероятно, условия у X5 лучше, чем у региональных игроков, но тем не менее нужно будет все грамотно администрировать.

На самом деле причины, по которым эти сделки проходят, связаны не только с консолидацией рынка. Сидящим здесь собственникам, как правило, уже 50+. Многим, наверное, хочется просто спокойствия. Тут есть несколько вариантов развития ситуации. Продолжать расти и находить в себе внутренний предпринимательский драйв, ждать, когда тебе исполнится 70… либо передавать бизнес наследникам, но здесь тоже проблемы, потому что практически все сети за редким исключением имеют несколько собственников. Так что возможны еще внутриакционерные конфликты.

У меня был опыт покупки 15 компаний в регионах, я 15 раз общался с собственниками компаний, и основная причина продажи, как правило, даже не конфликт акционеров, а их  разное понимание жизни, того, что нужно делать дальше. Вот последняя сделка: один живет на Кипре, второй в Сочи, третий пашет на своей территории. Естественно, каждый по-своему оценивает угрозы, связанные не только с пандемией, со специальной операцией, но и с конкуренцией. Они вынуждены принять решение, что им проще продать бизнес, получить деньги и начать строить, допустим, недвижимость в Сочи. Поэтому подобные сделки будут продолжаться. Но динамику этих процессов невозможно предугадать – здесь очень много факторов, причем главные не конкуренция и агрессия со стороны федеральных игроков по отношению к локальным рынкам, а человеческий.

Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 ноября 2022 года.



Комментарии
Адвокат 28 ноября 2022 в 13:40:
Король просрочки красиво излагает, но зайдя на любой его объект почему то становится брезгливо.
Тот кто в курсе 27 ноября 2022 в 08:53:
Если бы он просрочку не продавал, тоже бы обанкротился или рюпродал бизнес.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.