«Не от хорошей жизни мы перешли на электронную бухгалтерию – просто не нашли нужные нам кадры».
В декабре в конференц-зале омского Центра «Мой бизнес» состоялся открытый бизнес-микрофон, посвященный особенностям работы в текущей экономической ситуации. Представляем читателям выступление генерального директора ООО «Сибирская студия разработчиков» Вадима МАЗУРА:
– Со школы я обожал программировать, продолжив заниматься этим и в институте. В аспирантуре денег остро не хватало, тогда стал подрабатывать на аутсорсе на зарубежные компании. Жена поддержала идею заняться собственным бизнесом несмотря на то, что у нас только что родился ребенок. Мы фасовали-продавали рыбу, но этот проект пришлось закрыть.
Успешным стало профильное дело: в 2008 году основали ООО «Сибирская студия разработчиков». В свое время подробно составляли профили конкурентов, изучали их ценовую политику. Не скрою – демпинговали. Сейчас я понимаю, что стратегия проигрышная, так рынок не завоюешь. Демпингом могут заниматься лишь те, у кого есть «жирок». Малые компании могут демпинговать только на своих костях.
Я один из разработчиков стартапа iVend – программного обеспечения для вендинговых аппаратов, мониторинга их состояния и продаж. Лично разрабатывал серверные решения – стояла задача создать платформу для передачи данных в налоговую службу. Ребята в итоге уехали в Питер, ведь в Омске всего чуть более 500 вендинговых аппаратов на весь город. В Санкт-Петербурге даже у самого маленького вендора минимум 1000. Продолжатели iVend модернизировали систему, добавив цифровые валюты, и работают на Европу и Азию.
Мы так и занимаемся разработкой программного обеспечения и интернет-решений, помогаем разрабатывать продукты для стартапов и действующего бизнеса, консультируем компании по цифровизации. В портфеле «СибСР» более 1200 проектов, около 600 клиентов на постоянной поддержке, более 100 из которых государственные учреждения. Среди наших партнеров Сбербанк, банки «Открытие» и «Точка», Яндекс. Облако, группы компаний «Микс», «ТехСвет», корпорация летнего экстрима «Подсолнух», кинотеатр «Маяковский», Ассоциация торгово-промышленных предприятий «Группа «ОША» и другие.
В марте продукт, который мы разрабатывали два года и планировали продавать в Европу, схлопнулся. Три месяца я переживал все стадии принятия ситуации: от отрицания до смирения. Пришлось думать, как хотя бы частично можно использовать продукт. И теперь у меня новый стартап! На самом деле если смотреть на свой бизнес в ретроспективе, то перестает быть страшно. В 2017 году я опасался, что нас задавят федералы, но они взяли и – рассказал уже – ушли в Европу, сейчас о них в России даже никто не знает.
В текущем году у меня возникла необходимость совершить квантовый скачок из технаря в управленца. Спустя 15 лет в бизнесе я понял, что мне необязательно разбираться в сложных вещах, потому что специалист в финансах, в юриспруденции и так далее сделает это лучше. Мне нужно лишь понять, является человек экспертом или нет.
Рынок переполнен людьми с невысокой квалификацией. Я поменял уйму юристов и бухгалтеров, и каждый новый сотрудник ругал предыдущего – в каком, мол, ужасном виде ему передали архив. Так бывает, когда знакомишься с директором, матерым, к примеру, бухгалтером, заключаешь контракт, а он поручает вести ваши дела вчерашнему выпускнику университета, который ничего не умеет и не знает.
Не от хорошей жизни мы перешли на электронную бухгалтерию – просто не нашли нужные нам кадры. Советую не жалеть денег на финансистов, которые составят вам индивидуальную управленческую отчетность. Бухучет – это ушедшая история. Сначала изучите таблицы, определите главный показатель – для каждого бизнеса он свой – и будете по нему отслеживать реальную жизнь своего предприятия.
Сотрудник должен знать, какая сверхзадача стоит перед компанией, в которой он работает. Тактика подбирается под стратегию, а не ситуацию. Есть маркетинговое исследование, которое показало, что 95% компаний не имеет стратегии, планов, задач. И это только в США, в России все еще хуже. В нашей стране даже отсутствует как таковое понятие «забота о персонале». Лучше всех живется в ИТ-сфере: у нас высокие зарплаты, и мы хотим поухаживать за людьми, есть даже отдельная должность для отвечающего за комфортный климат в коллективе.
Ценный сотрудник – дорогое удовольствие. Если специалист с опытом и навыками, заработанными у вас, вас покинет, то вы ничего от этого не получите. А чтобы ничего не потерять, нужно использовать цифровые инструменты. Мы храним все договоры, заявления и прочие документы в единой системе, поэтому во время ковида, например, даже не заметили перемен в работе, перейдя на дистанционку.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 декабря 2022 года.