По мнению бывшего министра труда и соцразвития России Сергея КАЛАШНИКОВА, цены на продукты продолжат расти, как и доллар.
В августе эксперты обсудили в студии ИА «Национальная Служба Новостей» тему ослабления рубля и роста цен на продукты и другие товары.
Бабушек с огурцами планируют вернуть на ярмарки
Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана БЕССАРАБ утверждает:
«Особенных повышений не планируется». «Но рынок, как всегда, реагирует неадекватно на сообщения о повышении ключевой ставки. Когда есть валютная составляющая в производстве продукции, это вполне объективно и оправданно. У нас, к сожалению, множество сельхозтехники, сельхозпродукции производится при включении в себестоимость определенной валютной составляющей. Как созревшая морковка увеличилась в цене в связи с повышением ключевой ставки Центробанка, мне, например, как экономисту, абсолютно непонятно, но, наверное, понятно перекупщикам, которые достигли успехов в повышении стоимости продуктов питания за последнюю неделю. Цены выросли буквально на все. Но конец лета – начало осени – это период снижения цен на новый урожай. Вместе с тем слухи, социальные сети, к сожалению, включают механизмы, заставляющие уже даже нашего президента говорить о том, что нужно вопреки всем этим страхам создавать ярмарки, – отметила Светлана БЕССАРАБ и пояснила: – И не только выходного дня. Не запрещать той самой бабушке, которая вырастила на своем огороде огурцы, выйти и продать их. Мы своими запретами, ограничениями добиваемся того, что основную часть прибыли получают именно перекупщики, а не производители продукции. Да, одна из форм борьбы с подорожанием – это именно разрешение продажи собственной продукции».
Заслуженный экономист России, заведующий кафедрой труда и социальной политики РАНХиГС, экс-министр труда и соцразвития РФ Сергей КАЛАШНИКОВ критично отнесся к роли ярмарок:
«Я не согласен, что ярмарки выходного дня могут спасти российские цены. Не спасут. По одной простой причине. Наверное, многие обращали внимание, что цены на продукцию, которую продают хозяйки на трассах – яблоки, цветы, грибы, выше, чем на тех же ярмарках, хотя тут затрат вообще никаких – возле дома выставил столик и продавай. Почему? Психологический фактор. Жизнь дорожает, а люди не хотят, чтобы уровень их жизни падал – требуют за свои услуги более высокую оплату. По опубликованным Росстатом данным, за полгода сфера услуг подорожала на 20–30%, т.е. значительно больше чем, например, материальная. Это еще до повышения доллара».
Светлана БЕССАРАБ не согласилась с ним по поводу значения и роли ярмарок.
«Мне кажется, что ярмарки выходного дня, сельскохозяйственные, действующие на постоянной круглогодичной основе, сегодня недооценены. Ведь сейчас агрокомплексы, крупные сельхозпроизводители заняли сектор. У нас значительно сократилось количество мелких хозяйств. Конечно, государство делает для их поддержки все необходимое. Для моего сельскохозяйственного края – Краснодарского – такие ярмарки были бы значительным подспорьем для мелких хозяйств – самим выжить и помочь выжить соседям. Многие уже не выращивали птицу, урожай, потому что смысла не было – слишком многое поставлялось из-за границы. Сегодня эта деятельность начинает возрождаться. И если сделать прозрачную, понятную, как предлагает президент, схему по продаже и реализации собственной сельхозпродукции, думаю, это в какой-то степени может подтолкнуть аграрные регионы к развитию мелких КФХ», – заметила Светлана БЕССАРАБ.
Она не пояснила, как развитие фермерских хозяйств повлияет на снижение цен и в какой перспективе.
Вилка между зарплатами и ценами растет
По мнению Сергея КАЛАШНИКОВА, цены нельзя рассматривать в отрыве от покупательной способности населения:
«Если бы зарплаты росли, как цены на продукты и основные виды товаров, проблемы бы не было, но дело в том, что все шире образуется вилка между низкими зарплатами (которые не растут) и повышением цен на продукцию. И люди ее ощущают. Если купил продуктовый набор, который раньше стоил 1 тыс. рублей, а сейчас вынужден отдать за него 1,5 тыс. рублей, это чувствительно».
При этом спикер отметил, что повышение цены на товары происходит неравномерно:
«Что-то подорожало на 15%, что-то – на 25%, а что-то – в 2–3 раза. И это людям бросается в глаза. Если отскока доллара по отношению к рублю не будет, а скорее всего его не будет, то цены продолжат расти».
По мнению Сергея КАЛАШНИКОВА, на подорожание влияет несколько факторов:
«От роста доллара резко повысилась стоимость двух групп товаров. Во-первых, тех, которые непосредственно закупаются за границей за твердую валюту. Причем здесь есть определенный временной лаг: если доллар начал дорожать месяц назад, то самый большой эффект начнется через месяц. Это относится не только к продуктовым товарам».
Во-вторых, цена выросла на товары, входящие в технологические цепочки, не обеспеченные импортозамещением.
«Мы даже хлеб не можем испечь чисто на своих ингредиентах!» – обеспокоен спикер.
Доллар, цены и МРОТ растут, а зарплаты?
По мнению члена Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, все у россиян не так уж плохо:
«Сегодня 10 миллионов россиян получают пособия. Они растут ежегодно. Все выплаты социального характера, все пенсии индексируются. Мы приняли закон, в соответствии с которым это происходит не реже одного раза в год. МРОТ по поручению президента с января 2024 года вырастет на 18,5%. И уже сегодня все российские компании готовятся к этому повышению. Конечно, мы понимаем, что это повлечет увеличение по всей тарифной или окладной сетке. Ну, не может уборщик получать больше инженера или наравне! Насколько это позволит не создать инфляционные процессы? Думаю, теперь позволит. Потому что Центробанк, увеличив ставку, перекрыл доступ к легким деньгам, легким кредитам, которые можно было получить. С одной стороны, это проблема для промышленности, с другой – дает надежду, что инфляционный процесс не разгонится с учетом обстоятельств, влияющих на нас извне».
Выступление коллеги настроило Сергея КАЛАШНИКОВА скептически:
«Сколько ни говори «сахар», слаще во рту не станет. Объясните мне следующее. Курс доллара вырос примерно на 70–80% по отношению к рублю, значит, экспортные предприятия получают сейчас в валюте в переводе на рубль значительно больше прибыли, чем в мае. Означает ли это, что все экспортные предприятия с августа или сентября увеличат заработную плату работников на 70-80%? Они же стали получать больше? И где здесь профсоюзы?!»
Последняя реплика Сергея КАЛАШНИКОВА была вызвана тем, что Светлана БЕССАРАБ – известный профсоюзный лидер, она с 2015 года занимает пост председателя Краснодарского краевого профобъединения.
В ответ Светлана БЕССАРАБ не преминула уколоть оппонента:
«Как бывшему министру труда я могла бы вам сказать, что очень сложные процессы были запущены. До 2017 года у нас МРОТ не просто не рос, но и часто был ниже прожиточного минимума. И только в 2017-м нам наконец-то удалось добиться этих гарантий. Профсоюзы с министерством труда вели достаточно долгую борьбу за то, чтобы МРОТ не включал компенсационных, стимулирующих выплат».
На выпад оппонента она заметила:
«У нас в организациях сельского хозяйства заработная плата достаточно высока. Если сравнивать ее со средней региональной, то она на 25–30% больше. Хлеборобы, комбайнеры получают высокую зарплату. Не могу сказать, что сразу все сельхозпроизводители, получив за отгруженную продукцию повышенную цену (исходя из курса рубля), начнут повышать заработную плату. Но то, что они повысят ее с 1 января, я могу гарантировать. И не как профсоюзный лидер, а как человек, хорошо знающий законодательство».
Поможет ли повышение ключевой ставки укрепить рубль?
Ответ на этот вопрос Сергея КАЛАШНИКОВА был категоричен:
«Нет. Ключевая ставка влияет на два параметра. Во-первых, в целом на экономические кредиты. Повышение ставки, т.е. дорогие кредиты не могут положительно сказаться на экономике в целом. И второй параметр – попытка задавить инфляцию. Насколько она успешная, идут многочисленные споры, но все предыдущие попытки ЦБ через повышение учетной ставки подавить инфляцию, как вы знаете, оказались неэффективны. Поэтому и в этот раз нет никаких объективных предпосылок, кроме, конечно, лозунгов «Единой России», что это положительно повлияет».
«Критиковать всегда проще, – поддела КАЛАШНИКОВА Светлана БЕССАРАБ и предложила иной взгляд на ситуацию: – Инфляция инфляции рознь. С учетом санкционного давления инфляция уже могла бы составить, например, по расчетам американского президента, 200%. Все-таки те усилия, которые предпринимает ЦБ, финансовый блок правительства, не на 100% достигают своей цели, но позволяют балансировать. Сегодня очень непросто работать. Просто только критиковать».
Когда разговор коснулся потребительской корзины, стало понятно, что член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов «страшно далека от народа».
«Сегодня мы понимаем, что ни одна семья не покупает туфли на три года, как бы она ни была низко обеспечена. Все-таки сегодня у нас достаточно большое количество социальных гарантий, которые позволяют выйти из бедности», – полагает Светлана БЕССАРАБ.
Так и хочется заметить члену Госдумы, что туфли туфлям рознь.
Сергей КАЛАШНИКОВ воздушных замков на тему стабилизации цен не строил, с его точки зрения, с ростом доллара расти продолжат цены на все группы товаров:
«Мы не можем однозначно прогнозировать, что будет с долларом и евро. Но сегодня возникла определенная тенденция к гонке стоимости продукции. Мы в этом году впервые столкнулись с тем, что сезонное падение цен на продукцию в общем-то не состоялось. Оно было, но в меньшей степени, чем в прошлые годы. Вот сейчас пойдет картошка. Думаю, что цена на нее точно повысится не зависимо ни от чего. Хотя, как вы понимаете, картошка не в такой степени, как спутники, требует импортозамещения. Мы вступаем в период достаточно сложной экономической и социальной жизни. И есть вопрос: как будет организована социальная помощь со стороны государства? Поскольку впереди череда очень важных выборов, думаю, процесс социальной помощи будет очень избирательным. Здесь многое зависит от Правительства – насколько оно найдет реальные точки обеспечения социальной помощи для максимума населения, а не только для отдельных электоральных групп».
Настрой коллеги по трибуне Светлане БЕССАРАБ снова не понравился:
«Плакать легко, когда не занимаешь определенную должность».
А затем перешла к позитивной истории:
«Сегодня создается достаточно благоприятная ситуация на рынке труда. По оценкам экспертов, в том числе зарубежных, у нас уровень безработицы значительно ниже допандемийного. В отдельных регионах уровень безработицы снизился значительно. Понятно, что сегодня работодатели будут вынуждены корректировать заработные платы под ожидания работников. Кстати, это не всегда обоснованные ожидания. Все-таки нам придется повысить и уровень подготовки кадров».
Цифровой рубль
Сергей КАЛАШНИКОВ уверен, что цифровой рубль окажет влияние на экономическую ситуацию:
«В тех условиях, в которых сейчас происходит обмен валюты (тот же параллельный импорт), цифровой рубль резко снизит возможность официального обращения валюты, т.е. валюта уйдет на черный рынок, что в свою очередь подгонит ее стоимость. Поэтому, конечно, более широкое применение цифрового рубля скажется на росте доллара по отношению к рублю».
Экс-министр труда и соцразвития РФ отметил, что у экспорта российских продуктов, о котором всегда говорят как о положительном факторе, есть обратная сторона. Она касается стоимости товара в России.
«Рост цен на продуты питания наблюдается во всем мире. В этой связи торговать продуктами становится выгодно, – заметил Сергей КАЛАШНИКОВ и пояснил: – На сегодняшний день мы делаем большие поставки во Вьетнам, Иран, в Египет. Чем больше вывозим продовольствия из страны, тем его у нас меньше. Мы уже ощущаем дефицит определенных групп товаров. И он, естественно, ведет к повышению цен на продукты питания».
«Выстрелили они себе в ногу? Думаю, да»
Когда разговор зашел о том, повлиял ли на цены уход с российского рынка иностранных компаний, Сергей КАЛАШНИКОВ пояснил, что, с его точки зрения, уход «супермодных брендов» большинство населения не задел, а основные товары никуда не делись – либо текут к нам «тоненькими ручейками», либо поступают из других источников, т.е. все решаемо, но сложнее и дольше, чем раньше.
Теперь Светлану БЕССАРАБ возмутила лояльность коллеги по пресс-конференции:
«Не соглашусь, что никто не ушел. Есть ряд товаропроизводителей, которые порвали с нами. Например, сегодня на российском рынке предпочитают покупать автомобили китайского производства. Это показатель того, как себя повели наши европейские партнеры, уже отстроившие здесь свои заводы. Показатель того, как под воздействием политического руководства западные компании вынуждены наступать себе на горло, сокращать свои прибыли в угоду общественному мнению. Выстрелили ли они себе в ногу? Думаю, да, потому что, когда они захотят вернуться на российский рынок, то не смогут».
Фото © nsn.fm
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 23 августа 2023 года.