Про рост цен, тоску соотечественников по ушедшим брендам и электрокары.
В сентябре в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Китайцы дорожают. Как изменятся цены на авто до конца года?»
По итогам августа в России продано около 109,7 тысячи новых легковых автомобилей – в 2,6 раа больше, чем в августе прошлого года. И это несмотря на то, что средневзвешенная цена машины приблизилась к 3 млн рублей: на фоне резкого роста курса доллара сразу 14 производителей повысили цены на свои автомобили – в частности, подорожали «Москвич», FAW, Haval, GAC, Geely, Changan, Chery, Omoda. По заявлениям экспертов, ослабление рубля и выросший с 1 августа утильсбор приведут к тому, что машины в России уже к декабрю могут подорожать еще на 30%.
Сергей ЦЕЛИКОВ, директор аналитического агентства «Автостат»: «Электромобиль пока нишевый продукт: в России он примерно на 50% дороже бензинового или дизельного»:
— Падение прошлого года было настолько глубоким, что уже 15-16 месяцев мы наблюдаем ежемесячный прирост продаж. За август порядка 110 тысяч новых легковых автомобилей продано, первые две недели сентября тоже положительные по показателям. Рынок продолжает восстанавливаться, несмотря на цены, несмотря на повышенный утилизационный сбор, несмотря на дополнительные ограничения по ввозу автомобилей и так далее.
От того, что цены растут, деваться некуда. Можно считать по-разному – по каждым моделям (а их на рынке около 300) или брать средневзвешенную. Средневзвешенная цена учитывает и объемы продаж по каждым маркам, и изменения самих цен. Сейчас она составляет порядка 2,7 млн на август – прирост 15-18% с начала года. Но она растет последние 15, а то и все 20 лет.
Очередной скачок этой осени связан с изменением утильсбора и структуры рынка, которая менялась с глобальных брендов на китайские. В этом году китайские бренды еще наращивают свою долю: доля российских уже опустилась с 40% до 30-29%. Есть очень сильное разделение между продажами в Москве и регионах: во многих регионах доля Lada составляет 40-50%. Вниз среднюю цену тянула продукция АвтоВАЗа с дешевой, до млн, Granta.
У Китая было 40-50%, сейчас по августу 56%, это пока средние, большие, дорогие кроссоверы. Оставшиеся 13-14% – остальные бренды из старых остатков складов, альтернативный импорт – классический параллельный и специальный ввоз под заказ для физлиц. Эта доля довольно стабильна на протяжении полугодия. Есть сложности с Арменией, Грузией, но есть классический Казахстан, что-то из Беларуси приходит на наш рынок. Еще появилась Киргизия как выгодный транзитный хаб для растаможки.
За последние три-четыре месяца склады дилерские, дистрибьюторские пополнились, дефицита нет. В июле-августе ввезено 70-80 тысяч автомобилей, порядка 50 тысяч произведено на территории России. Почти месячный объем в стране автомобилей, хотя классикой считался двухмесячный.
Люди по-прежнему хотят купить Kia, Hyundai, Toyota, Volkswagen, а этих машин крайне мало. Вообще не стало сегмента массовых моделей – Skoda Rapid, Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio, Volkswagen Polo и так далее. Есть опасение, что этот спрос не будет удовлетворен и в будущем. Была надежда, что Иран зайдет с небольшими автомобилями по 1-2 млн, но активности от них нет. Китайский автомобиль за 1 млн рублей с учетом логистики, таможни, утильсбора, дополнительных затрат и небольшой наценки в России будет стоить 2 млн, а у дилера 2,2 млн. Видимо, дефицит в этом сегменте сохранится, если российские заводы не смогут сделать что-то свое – по-настоящему сделать, а не собрать и прикрепить шильдик. А это не делается быстро, перспектива – 2-3 года.
Итальянские дизайнеры, немецкие инженеры последние двадцать лет работали над китайскими автомобилями: в китайский автопром вложено очень много. Я знаю людей, которые пересели с Mercedes на электрокары Zeekr, а с Lexus на Tank, и они в восторге.
В России продажи электрокаров не так велики, но динамика отличная – рост в 2-3 раза. Сейчас 1,5 тысячи в месяц таких автомобилей продается, это приближение к 1,5% рынка, хотя год назад было 0,1-0,2%. В ближайшем будущем будет 3-5%. В Москве, Питере, на юге инфраструктура есть, в регионах активно наращивается. На дальние расстояния еще пока перемещаться сложно, это все-таки городская тема — и расход меньше, и порядка 4 тысяч станций уже, где можно зарядиться. Кстати, любопытная статистика: одна станция приходится на 5 электромобилей в стране, в то время как в мире это соотношение 1:10.
В любом случае это пока нишевый продукт: в России электромобиль примерно на 50% дороже бензинового или дизельного, а в случае с Москвичом 3 E вообще 60-70% – Москвич 3 стоит 2,2 млн рублей, а его электрический аналог – 3,5-3,6 млн. Конечно, человек задумается, зачем двойную цену платить. В то же время Volkswagen ID.4-ID.6 – адекватный автомобиль, сопоставимый с кроссовером, стоит 3,5-3,8 млн рублей. Средняя цена Zeekr – 8 млн, уже альтернатива премиальному классу.
Массовой историей это станет, когда цена на электрический и бензиновый автомобиль практически сравняются, как и их потребительские свойства. Тогда, я думаю, уже большое число потребителей будет выбирать электрички, потому что стоимость владения дешевле – сервис, заправка. Ведь половина стоимости – это топливо на самом деле. Сейчас заправки активно строятся, они все инвестиционные, дотационные, но надеются, что в итоге будут зарабатывать. При стоимости киловатта 17-18 рублей заправка будет близка к стоимости экономичного дизеля. А если ты заправляешься у себя на даче по ночному тарифу, тогда на порядок дешевле.
Максим ШИШКО, генеральный директор «АВТОДОМ Подписка»: «История про жадных дилеров, которые много зарабатывают, в прошлом»:
— Отложенный спрос и ожидание худших торговых условий для клиентов стимулировали спрос в августе-сентябре. Надо говорить не только о 14 брендах, которые подняли цены. У некоторых резко повысились отпускные цены: те, которые и так продавались дороже рекомендованной розничной цены на 200 тысяч, теперь могут продаваться на 600-700 тысяч дороже. У дистрибьюторов всегда отличались отпускные цены, но за последние два месяца разброс увеличился: одну и ту же машину в Москве (и уж тем более в регионах) можно купить за 4 млн и за 4,8 млн, причем оба клиента будут считать, что совершили хорошую сделку.
Плюс на рост рынка оказывает влияние параллельный импорт, достаточно активный в сегменте не очень дорогих автомобилей. Те же китайские машины, официально представленные в России, дешевле завозятся для физических лиц из Казахстана и напрямую из Китая. Потенциал у китайских производителей есть, и иранцы, и индийские бренды пытались зайти на наш рынок. Но пока Минпромторг не станет содействовать, снимать ограничения, наиболее дешевые автомобили сюда ввозить не будут.
Государство сейчас очень активно думает над тем, как сократить импорт на IV квартал, потому что и текущий курс рубля, и текущая ключевая ставка – следствие серьезного внешнеторгового дисбаланса. У государства нет заинтересованности выводить деньги за рубеж, потому что бюджетные обязательства нужно выполнять, а нам всем понятно, на что они сейчас направлены. Второй фактор: 15 сентября ЦБ либо сделает деньги дороже, либо создаст предпосылки для дальнейшей девальвации рубля. Это непосредственно повлияет на автомобильный рынок, так как больше половины сделок заключается с участием заемных средств.
Если берешь машину у тех, кто занимается параллельным импортом, без НДС за наличные, цена действительно может быть ниже, чем у дилера. Но ты покупаешь автомобиль у непонятного физлица, и по закону будет сложно оспорить его качество, комплектность, гарантию – у дилера любой автомобиль по Гражданскому кодексу подлежит той или иной степени гарантийной поддержки.
Заказ через дилера – тоже достаточно опасная история. За время поставки может поменяться политика регуляторов, что мы видим по поводу утилизационного сбора, может закрыться армянский или белорусский, допустим, канал поставки. Аппетиты реселлеров снизились, потому что деньги надо возвращать, они же откуда-то их взяли, у каких-то инвесторов. История про жадных дилеров, которые много зарабатывают, в прошлом. Сейчас уже нет ситуации, когда пытаются покрыть свои затраты через знаменитые допы. Если заработал комиссионные 5-7%, то хорошо. В конечном итоге ведь дилер несет ответственность перед клиентом за передачу в своем салоне автомобиля, даже если в контракте указано физлицо.
Люди, которые полтора года назад слышать не хотели про китайцев, стали реально смотреть в эту сторону. Китайские автомобили от 3 млн рублей действительно хорошие и технологически превосходят своих европейских одноклассников. Вопрос только в сроке эксплуатации, остаточной стоимости. Это мы узнаем в течение 2 лет, но по наполнению, по эмоциям, по качеству отделки, по функциональности автомобили действительно не хуже, чем у брендов, от которых россияне еще не отвыкли. Люди которые сейчас входят в стадию активного заработка денег, которые остались в нашей стране и будут дальше формировать экономическую базу, совершенно по-другому воспринимают новые бренды.
Александр ИСТОМИН, директор автосалонов «РОЛЬФ Якиманка», «РОЛЬФ Дмитровка», «РОЛЬФ Северо-Запад»: «Некоторые модели выросли в цене драматично, вплоть до 100%, но это все-таки нишевые автомобили, к примеру, BMW»:
— На мой взгляд, на текущий момент предложения становится больше, по некоторым моделям видим стабилизацию цен относительно июля. В нашем портфеле примерно 40% китайских брендов и их доля растет. За 2023 год они подорожали от 20 до 30%, но некоторые модели даже подешевели – процентов на 5 (Chery, Exeed). Средняя стоимость нового автомобиля – 4-4,5 млн. Если раньше европейские бренды были представлены очень широко от С-класса до больших внедорожников, то сейчас по параллельному импорту приходят большие машины. Некоторые модели выросли в цене драматично, вплоть до 100%, но это все-таки нишевые автомобили, к примеру, BMW. Средняя цена китайских автомобилей (в том числе Lixiang, Zeekr) по сентябрю составляет 3,2 млн., российских автомобилей («Москвич») – от 2,5 млн до 3 млн в зависимости от комплектации.
Наши клиенты очень довольны китайцами-электрокарами: есть льготы для проезда по трассам, бесплатные парковки в городе, приложения, которые показывают заправки. Электромобиль стоит от 2,5 млн (Evolute, например) до 15 млн. Полагаю, каждый месяц продажи будут быстро расти. Из 20 тысяч электрокаров в России 5600 поставлены на учет в Москве, причем 90 – только за этот июль. Как только продукт становится более приспособлен к эксплуатации – растет емкость батареи, больше становится зарядных станций, сама линейка машин расширяется, он становится все популярнее.
Фото – скан с пресс-конференции в НСН
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 сентября 2023 года.