Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

В омском музее появился подробный каталог произведений из картинной галереи А.М. Горчакова

13 ноября 2023 13:43
1
2737

Книга также содержит интересные исторические факты о личности коллекционера и его потомках. 

В Музее имени М.А. Врубеля на прошлой неделе презентовали научно-популярную книгу «Поощряйте искусства…». Она издана при поддержке Фонда «История Отечества» к 225-летию со дня рождения светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова (1798–1883), выдающегося дипломата, последнего канцлера Российской империи, а также известного коллекционера, заслужить внимание которого почитали за честь лучшие художники Европы. 

«Поощряйте искусства, это самый благородный способ тратить свои деньги», – говорил Александр Михайлович. За несколько десятилетий он создал свою знаменитую картинную галерею, особняк для которой построил уже его сын на Большой Монетной улице в Санкт-Петербурге. После революции 1917 года собрание было национализировано и разбросано по музеям страны. Судьба большинства шедевров так и остается неизвестной. Однако сотрудники Музея имени М.А. Врубеля выяснили, что в омском собрании хранятся 13 произведений из коллекции Горчаковых: все они поступили в 1920-е годы из Государственного Эрмитажа. В день презентации книги автор вступительной статьи и составитель каталога, главный научный сотрудник музея, хранитель коллекции зарубежного искусства Елена РЕУТОВА познакомила присутствующих с несколькими из них. 

В постоянной экспозиции западноевропейского искусства обращает на себя внимание роскошный натюрморт Мишеля де Буйона «Суета сует – всё суета». Он относится к направлению vanitas – жанру живописи, говорящему о быстротечности жизни и распространенному в эпоху барокко преимущественно в изобразительном искусстве Голландии и Фландрии. Возможно, поэтому во времена Горчакова натюрморт считался работой Яна ван Хейсума. Хотя сам канцлер в своих рукописных каталогах оставлял некий знак вопроса и, как бывало и в других случаях, вписывал несколько компетентных мнений по поводу авторства. Подпись Мишеля де Буйона на картине обнаружили уже в Эрмитаже. 

– Это общая проблема всех музеев, всех коллекционеров, связанная с атрибуцией картин старых мастеров, – отмечает Елена РЕУТОВА. – У нас рядом расположена работа с изображением святого Франциска Ассизского, она экспонируется как работа неизвестного художника. Многие атрибуции, которые существовали в XIX веке, на сегодняшний день не подтверждаются. Потому что, как говорят исследователи, российский и европейский художественный рынок был тогда наводнен произведениями Рембранта, Рафаэля, но это не всегда соответствовало действительности. Вот поэтому Александр Михайлович постепенно переключился на покупку произведений современных для него авторов. 

Одним из таких является нидерландский живописец Баренд Корнелис Куккук. В России особую популярность ему придавало то, что в 1839 году он написал портрет будущего императора Александра II. Горчаков заказал у него пейзаж. Сохранились письма, в одном из которых художник писал:

«Я с величайшим удовольствием готов исполнить это желание Вашей светлости в меру своих сил и возможностей. Тем более, что мне всегда очень приятно и почетно послужить своим талантом людям, вдохновленным истинной любовью к искусству, тем, кто обладает могуществом для развития искусств и наук». 

Куккук не преувеличивал, поскольку Горчаков пользовался большим уважением у художников. В его коллекции были собраны имена всех прославленных живописцев своего времени. Оказаться в такой компании мечтали многие и даже готовы были значительно снизить цену. Вот и «Лесной пейзаж» Куккука достался ему за две тысячи гульденов, хотя мог стоить все шесть. 

Интересно, что на пейзаже сейчас современный багет, а подлинная владельческая рама, так называемое «николаевское рококо», перекочевала на другое произведение – «Горный ручей» швейцарца Александра Калама. 

– Калам был одним из крупнейших живописцев XIX века, который оказал влияние на всю пейзажную живопись и был в ней новатором, – говорит Елена РЕУТОВА. – У него учились такие художники, как Шишкин, Мещерский, Боголюбов. Вообще в каждой стране были свои «каламисты». Но буквально через несколько лет после смерти художника имя его пришло в забвение. Однако Александр Михайлович не попрощался с этой работой, хотя ему было свойственно отдавать какие-то картины в счет новых приобретений. Работа Калама осталась с ним до конца, и позже хранилась в семье. 

Рядом с картиной можно увидеть работу французского скульптора Альфреда Буше «Бегуны» (второе название – «К цели»). Она была очень популярна, потому что являлась символом XIX века с его ускорением, ее копии разлетелись по всему миру. В данном случае она является еще и символом преемственности поколений, поскольку это уже приобретение потомков Александра Михайловича Горчакова. 

Портрет его внука Александра Константиновича, написанный художником Николаем Богдановым-Бельским в 1904 году и тоже являющийся частью семейной коллекции, находится в фонде русского искусства. Портрет создан после поездки князя в Африку и хранит память о том счастливом времени, когда еще ничто не предвещало дальнейших трагических событий. Александр Константинович погибнет через двенадцать лет на фронтах Первой мировой войны… 

Кстати, немногие знают, что Горчаковы имеют прямое отношение к Омску. С 1836 по 1851 годы пост генерал-губернатора Западной Сибири занимал Петр Дмитриевич Горчаков, дядя канцлера. Именно он перевел свою резиденцию из Тобольска в Омск, и это событие имело судьбоносное значение для развития города. 

Фото © Эльвира КАДЫРОВА



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
рыбка Ванда 16 ноября 2023 в 01:41:
Прекрасное издание, раскрывающее по-новому те произведения,что давно хранятся в омском музее. Благодарность автору и исследователю Елене Реутовой и Фонду " История Отечество" за поддержку этого издания
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.