Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Евгений ЗИНЧЕНКО, ООО «Братья Грин»: «Мы разошлись с братом шесть или семь лет назад: Виталий очень серьезно занимается выращиванием растений как ученый, я же более увлекаюсь HoReCa»

14 сентября 2024 14:00
0
3190

«Люди думают, что озеленение – это просто и дешево: разбросал семена и все само выросло. На самом деле ландшафтный дизайн – строительно, технически, творчески сложный процесс». 

Омское ООО «Братья Грин» с 2008 года занимается городским благоустройством и одинаково успешно работает как с муниципальными, так и с коммерческими заказами. На попечении компании многие знаковые для Омска общественные пространства. Директор и единственный учредитель компании Евгений ЗИНЧЕНКО рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ, как продвигается его с командой миссия сделать родной город не только комфортным, но и красивым.

– Евгений, вы с братом, еще будучи студентами, начали работать в одной из местных ландшафтных компаний, а затем поняли, что можете сами заниматься подобными проектами – так и родилась ваша компания.

– Да, первым нашим крупным проектом стало благоустройство базы загородного отдыха «Серебряный бор» – мы им занимались не менее трех-четырех лет. Нам очень сильно повезло, это стало нашим трамплином. Владелец на тот момент Ринат ВАЛИЕВ искал себе подрядчиков, и его устроила наша стоимость услуг – мы ведь были начинающими ландшафтниками. Неожиданно мы так плотно сдружились, что предприниматель стал рекомендовать нас своим друзьям, для которых мы благоустраивали их частные владения.

– Какой стала следующая реперная точка вашего делового развития?

– Пожалуй, заказ на озеленение пешеходной улицы Чокана Валиханова в 2014 году – ее реконструировали по заказу Газпрома. Это была важная для нас победа в конкурсе: сыграл свою роль комплекс факторов – и стоимость наших услуг, и предложенные нами решения. Нам пришлось частично переписать ассортиментную ведомость, потому что обозначенные в проекте деревья, к примеру, не подходили для высадки в сибирском климате. Также мы предложили утеплить гранитные кашпо, чтобы в холодное время года корневая система посадок не перемерзла. Конечно, оглядываясь назад, понимаю, что стоило бы попробовать и другие идеи, но это все приходит с опытом. Главное, что 90% посаженного нами растет и развивается. Уход уже давно не в нашем ведении, а он значит очень многое. Следом (они были друг за другом) занимались, опять же, по заказу Газпрома озеленением улицы Ленина, Любинского проспекта, сквера им. Дзержинского.

– Зато в вашем ведении уход за Аллеей Олимпийцев. Как она себя чувствует?

– Прекрасно. В июле действительно имела место коммунальная проблема – частичное разрушение ливневой канализации. Земля просела, один из бюстов «повис». Мы помогли снять бюст, газон, коммунальная служба восстановила ливневку, мы снова положили плитку, газон – все работы заняли два дня. Еще три года будем следить за содержанием этой территории – Сергей Павлович КОЗУБЕНКО, меценат общественного проекта, омский авторитетный бизнесмен, в этом плане человек капитальный.

– Вы также курируете сквер имени 30-летия ВЛКСМ, расположенный напротив здания ОмГУПС. По вашей задумке, он должен быть выдержан в стилистике 1950–1960-х годов. Как тут обстановка?

– Честно говоря, история затягивается. Конкретные сроки работ обозначены не были, а сами они требуют существенных вложений. Пока идет процесс согласования проекта, чтобы получить ордер на проведение земляных работ. Без разрешительных документов не получится приступить ни к замене освещения, ни к установке поливочной системы. Надеюсь, в сентябре удастся начать реализовывать задуманное. Пока же плотно занимаемся озеленением Городского сада и Театрального сквера.

– А там как дела?

– Мы отвечаем за монтаж системы автоматического полива, посадку зеленых насаждений и укладку рулонного газона. Очень серьезные растения привезем – например, 18 лип с кубической формой кроны из московского питомника, которые стоят в районе 250 тыс. рублей каждое.

– По этому объекту вы с мэрией работаете или с Темури ЛАТАРИЕЙ?

– И так и так – как субподрядчики генподрядчика Темури Отарьевича. Прямые взаимоотношения с Темури Отарьевичем у нас пока поставлены на паузу, потому что даются непросто.

– Губернатор заявлял на прямой линии с жителями, эфир которой я смотрела и отписывала, что работы будут закончены к сентябрю.

– Мне пока сложно что-то комментировать, потому что мы всегда заходим на объект самые последние и зависим от наших партнеров по площадке. Не можем начать свои работы, например, пока не будет установлено освещение. Вообще система автоматического полива монтируется в течение двух месяцев, а мы собираемся сделать всего за один. Все оборудование уже куплено и доставлено. Это и так будет самая большая система автоматического полива в Омске – 1,5 га. Сложно сказать, почему до Виталия ХОЦЕНКО никто из губернаторов не додумывался отдать такое распоряжение – очень удобная система, самоокупаемая и недорогая в обслуживании. Мы еще 12 лет назад начали ей заниматься. Да, требуются первоначальные вложения, но они полностью оправдывают себя.

– А сквер имени Дзержинского напротив городской администрации до сих пор в вашем ведении?

– Нет, мы год за ним следили после сдачи, а сейчас он на обслуживании Управления дорожного хозяйства и благоустройства Омска. В свое время отдали этому проекту много сил, работая в две смены и сделав его за весьма короткий срок – до приезда Алексея МИЛЛЕРА (председатель правления и заместитель председателя совета директоров ПАО «Газпром»). Это, кстати, один из моих любимых проектов, регулярно там гуляю со своей семьей. По большому счету, мы там ничего невероятного не сделали, просто омолодили, освежили, дополнили, высадили 500 деревьев, постелили рулонный газон. Еще мне нравится наш проект у «G-DrivеАрены» – люблю зеленые холмы на ее территории, построенные нами в очень сжатые сроки. Правда там пришлось немного поменять предлагаемый ассортимент. Допустим, в средней полосе очень любят сажать березу повислую «криспа», сосну черную «грин тауэр», дерен белый «сибирика», а в Сибири им холодновато.

– Еще чем вы занимаетесь в городе по муниципальным контрактам?

– Кладем газон в сквере братьев Сазоновых. По большому счету, нами охвачены почти все «зеленые» проекты в городе.

– А нелюбимые проекты у вас какие?

– Бударина, бульвар Победы. Проект, архитектурные решения, бюджет – все было на низком уровне. Я не отрицаю причастность к озеленению этих объектов, но стараюсь лишний раз не афишировать, что мы имеем к этому отношение.

– За счет чего вы выигрываете муниципальные контракты?

– Опыта, гибкости и трудолюбия – и это касается не только муниципальных, а всех контрактов. Отзывчивости и ответственности нашей команды – все мы готовы работать допоздна, по выходным, при этом не теряя в качестве. Делать это приходится часто: повторю, всегда заходим на объект последними, когда сроки уже горят и к определенной дате нужно подготовить территорию – к приезду высоких гостей или какому-то официальному празднику. Пожалуй, наш подход можно охарактеризовать как «помогать решать проблемы, а не создавать их». Мы не ставим цели заработать все деньги и всегда готовы пойти на компромисс.

– А сколько у вас работает человек?

– Так как у нас сезонная работа, штат колеблется от 30 до 70 человек. Сейчас у нас пиковая загрузка. Мужских рук, конечно, очень не хватает. Когда мы начинали, еще не были так развиты курьерские службы. Работа у нас физически тяжелая – на самокате с сумкой ездить проще. Мы, разумеется, стараемся конкурировать зарплатами: рабочим платим 250-300 рублей в час, у нас современная техника. Офисным сотрудникам и бригадирам предлагаем комфортные условия, зарплаты от 70 до 130 тысяч рублей. Пока справляемся, но за счет того, что у действующих сотрудников повышенные нагрузки. Случается, что кто-то увольняется, открывает свою ландшафтную организацию, но я никогда не обижаюсь, даже готов помогать, привлекая на субподряд. Всегда выступаю за конкурентный рынок и за становление ландшафтной отрасли в Омске.

– Большая часть ваших заказов все-таки коммерческие?

– В этом году да, так как мы получили для благоустройства внутридворовые территории микрорайонов «Зеленая река» (три четверти дворов) и «Кварталы Драверта» (полностью). Будем сажать деревья, кустарники. Для нас это четвертый серьезный виток развития – после «Серебряного бора», улицы Чокана Валиханова и «G-DriveАрены». На финальной стадии переговоры еще с одним застройщиком. Мы сейчас помогаем оформлять им офис продаж, думаю, подружимся и будем сотрудничать.

– Чувствуется пресловутый федеральный подход?

– Очень. Качество посадочных материалов, которые «Брусника» привозит из Европы, на уровень выше, чем тот, с которым мы привыкли работать в городе. Дорогая плитка, дорогие бордюры, сложные субстраты. Если у нас привыкли все засыпать черноземом, то там в составе дополнительно используются керамзит, песок, диамитовая крошка и другие компоненты. Новый, более высокий уровень подхода к озеленению. Безусловно, это сотрудничество многому нас научит.

– А где вы берете деревья, когда их не предоставляет заказчик?

– Простые деревья (береза, рябина, ель, сосна и так далее) у лесхозов – у нас есть специальный немецкий пересадчик. По всему остальному работаем с питомниками по всей России – и на Кавказе, и в Подмосковье, и в Екатеринбурге, и в Тюмени. По-хорошему надо развивать собственный питомник, и мы уже вплотную подошли к этой теме, пополнив земельный фонд участками в Омском районе. На нашей основной базе в Подгородке планируем готовить топиарные формы.

– Из других регионов берете заказы?

– Могли бы, но, честно, нагрузка такая, что боимся не справиться. Присматриваемся к рынку столицы. Я часто бываю в Москве и по работе на различных выставках, и по личным делам, при необходимости оперативно откроем там офис. Был вариант заявиться на тендер по озеленению крупного жилого микрорайона в Новосибирске, но взвесили силы и поняли, что для нас уже это объективный перебор в этом году. Спрос на услуги в нашем сегменте рынка значительно превышает предложение.

– А если говорить про частные индивидуальные заказы?

– Пока идет спад. Но были времена, когда мы только за счет них и выживали – как раз до и после благоустройства улицы Чокана Валиханова. С такими заказами работать непросто – люди статусные, обеспеченные, заранее уверенные, что знают как лучше: спортсмены, чиновники, предприниматели. Впрочем, бывают и исключения: в топ-3 наших любимых клиентов, например, входит Александр ПОПОВ (чемпион мира 2012 года в составе сборной России, заслуженный мастер спорта РФ, рекордсмен омского хоккейного клуба «Авангард» по количеству проведенных сезонов и матчей за клуб на высшем уровне), очень приятный, положительный человек. Ресторатор Юрий ЧАЩИН, пожалуй, единственный за 15 лет заказчик, который вместе с нами дважды летал в Подмосковье, в «Питомник растений Ниваки» – самый дорогой в стране, потому что там выращивают сложные растения – хвойные и лиственные экземпляры топиарной формы. Такие деревья стоят от 50 тысяч до 750 тысяч рублей за штуку, бывает и свыше миллиона. Юрий Евгеньевич – человек интересующийся, сам участвует в стрижке своего сада. Когда он увидел деревья вживую, признался, что понял, почему они так дорого стоят – фотография всей красоты не передает. Причем большая часть экспонатов в питомнике недоступна к продаже, потому что зарезервирована! Моментально разбирают Москва и Санкт-Петербург. А в Омске нас заказчики чаще всего просят сделать «быстро и зелено» – раскатать рулонный газон. Наш город в этом плане очень консервативный. Люди думают, что озеленение – это просто и дешево: разбросал семена и все само выросло. На самом деле ландшафтный дизайн – строительно, технически, творчески сложный процесс.

– Средний чек частного заказа примерно какой?

– Если исходить из среднего участка 10 соток и делать что-то серьезное и долгоиграющее – качественный ландшафт с красивой плиткой, системой полива, ливневкой, освещением, средними растениями (не коротышками и не гигантами), то получится 300-400 тысяч рублей за сотку, то есть 3-4 млн рублей за участок. Если взять дешевую плитку, растения попроще, можно и в 1,5 млн рублей уложиться. Просто получится абсолютно обыкновенный, бюджетный проект.

– Вы сами-то в доме живете или квартире? Хочу узнать, вы сапожник без сапог или нет.

– Боюсь, что пока да. Дом у меня есть, но все средства и специалисты заняты на наших заказах – не доходят руки, в общем, чтобы завершить строительство. Плюс еще мы готовимся к открытию следующей весной собственного садового центра на 150 кв. м на первой линии Черлакского тракта. Так как уже работаем со всеми производителями и поставщиками, решили весь полезный инвентарь (пленку, шурупики, гвоздики, каменную крошку и так далее), все ходовые растения, стройматериалы, инструменты собрать под одной крышей и продавать в розницу. Здание уже готово.

– А что вы советуете из мировых трендов ландшафтного дизайна?

– Топиарии, безусловно, скандинавские сады – природные, естественные, с галечными дорожками, злаками и т. д. У нас, к сожалению, чаще всего ландшафтных дизайнеров приглашают слишком поздно: когда весь участок капитально залит бетоном, построен дом, сарай, баня, поставлен забор, и это все бывает разных, несочетаемых цветов. То есть объект завершен и сделать его красивым физически уже нереально. Мы, конечно, стараемся предпринять все возможное, но если у заказчика нет вкуса, а к специалистам прислушиваться он не планирует, идет такой процесс тяжело. У нас даже есть мысль с нашими проектировщиками заняться самим строительством индивидуальных жилых домов и изначально предлагать потребителям выверенные, гармоничные проекты.

– Может проще договориться о сотрудничестве уже с опытными застройщиками?

– Мы пробовали… Это вообще проблема регионального бизнеса. В Москве есть понятные критерии и рамки дозволенного: вы не найдете дома с разными балконами или разными решетками, все кондиционеры спрятаны, никому не придет в голову внезапно покрасить свою лоджию в вырвиглазный цвет или странно ее остеклить. Все сведено к единому утвержденному облику, у нас же – хаос. Это очень обидно, потому что, вспоминая то, как выглядят города за границей, наша столица, понимаешь, что у нас так все не потому, что у нас нет денег, а потому что у чиновников, обязанных это контролировать, или нет вкуса, или нет желания наводить порядок. Но отмечу, что у нас хороший контакт и с Сергеем Николаевичем ШЕЛЕСТОМ, мэром Омска, и с Романом ВОРОБЬЕВЫМ, главным архитектором Омска, заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства администрации Омска. Они все понимают и разделяют наше видение.

– Вы, как профессионал отрасли, с чего бы начали?

– Конечно, с уборки. Город ведь как квартира – он может быть стареньким, небогатым, даже очень скромным, но чистым, ухоженным и потому симпатичным. Посмотрите прямо сейчас за окно: сухие деревья, переросшая трава… Но, справедливости ради, стоит сказать, что у муниципалов попросту нет ресурсов, чтобы содержать весь город в порядке – низкие зарплаты, недостаток оборудования и т.д.

– Как вы, кстати, относитесь к тому, что Зеленый остров хотят отдать в концессию?

– Нормально. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске это давняя история. Только с Сергеем Николаевичем и Виталием Павловичем началось подобное движение и в Омске. Мы в своем время предлагали себе забрать в управление сквер имени Дзержинского – содержали бы его в порядке, организовали бы питание, какую-то коммерцию. На мой взгляд, все логично: нет средств у муниципалитета ухаживать? Договоритесь с местным бизнесом – абсолютно взаимовыгодный обмен. Глядя на то, как преобразился Зеленый остров, появился парк «Вокруг света»… Я только за.

– Кстати, как эксперт, вы как оцениваете там качество озеленения?

– Как отличное. Им же занимался «Зеленый гид» моего брата Виталия ЗИНЧЕНКО.

– Так вы расстались?!

– Шесть или семь лет назад. Мы продолжаем работать в одной сфере, но конкурируем этично, не переманивая друг у друга сотрудников, сотрудничая по необходимости. Компания брата, кстати, тоже заявлялась на конкурсы «Брусники», но выиграли «Братья Грин». Мы не поссорились, просто разошлись наши интересы и взгляды на развитие нашего изначального предприятия. Виталий очень серьезно занимается выращиванием растений как ученый, выводит новые виды. Он построил в Азовском районе один из самых крупных тепличных комплексов в России. Я же более увлекаюсь HoReCa.

– У вас есть «Фудлавка» на Казачьем рынке.

– Да, это современный магазин с уникальным ассортиментом фермерских и премиальных продуктов питания, а также напитков. Часть товаров мы производим там же на втором этаже, например кондитерку и выпечку, которую продаем и с прилавка, и некоторым омским ресторанам. Фермерские продукты производятся нами в Подгородке, где мы несколько лет назад арендовали заброшенную ферму, восстановили ее, организовав небольшое хозяйство – пока что там несколько сотен кур-несушек, бройлеров, гусей, уток и т. д. Есть даже корова, благодаря которой у нас есть творог, сметана и масло. Идея возникла тогда, когда у меня родилась дочка и мне захотелось кормить ее натуральной пищей без всяких добавок и примесей. К слову, мы пошли дальше и разработали проект крафтовой мини-фабрики продуктов питания с коптильней, сыроварней и т.д. В обозримом будущем все это запустим. Еще из планов: в сентябре мы откроем винный бар на Ленина, 20 «Саша, белое», с хорошим вином, крутыми закусками, красивой посудой и классной командой. Там тоже будет использоваться наше собственное сырье и готовая продукция, например хлеб, который мы печем сами.

– Неужто в названии бара отсылка к «Бригаде»?!

– Частично да, но как ненавязчивые отсылки в меню, не более. Мою дочь зовут Саша, моего отца так же. Внутри будет вывеска – наша любимая отсылочка: «Саша, у нас гости». Мол, «Саша, подай белого».А в декабре уже с партнером откроем винное бистро «Бэлла, красное». Там тоже будет меню с продуктами собственного производства, но площадь больше и средний чек повыше. Подробностей проекта пока раскрывать не буду. На самом деле это не первое мое заведение – у меня несколько лет был коктейль-бар в Нефтяниках. Удалось отбить инвестиции, но не более того, зато наработали бесценный опыт и связи.

– А в «Саша, белое» сколько вложите?

– Уже 12-13 млн, но не исключаю, что к моменту запуска будут все 15 млн, потому что, например, мы везем эксклюзивное европейское оборудование через Польшу, через Казахстан. Зато первыми, я надеюсь, в Омске будем подавать настоящее сырное фондю, печь ремесленный хлеб, круассаны – все это требует вложений. Юрий Евгеньевич правильно говорит, что нужно рассчитывать на вложения 150 тысяч рублей в каждый квадратный метр, чтобы получилось достойное заведение. Так действительно примерно и выходит. Планов очень много, текущий год уже очень продуктивен.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 августа 2024 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.