Рецензия на спектакль «Проповедник».
На сцене – один актёр. А героев – один или два? С одной стороны, мы видим молодого человека, горячо переживающего из-за недомогания сестры и из-за внезапно прочувствованной им бессмысленности собственной жизни. Героя мятущегося, сомневающегося, ощущающего свою потерянность. С другой стороны, слышим тексты проповедей, и, в момент произнесения этих проповедей со сцены, перед нами живет человек окрылённый, уверенный в том, что он говорит, укоренённый в небе.
Два героя в одном лице – один произносит проповеди, другой их воспринимает и мучительно переживает. Между исповедью героя и проповедями пастыря звучит тихая, но настойчивая, как совесть, музыка композитора Александра МИЛОВАНОВА, разделяющая две линии пьесы – повествовательную и проповедническую.
Сначала мы ощущаем разницу между двумя звучащими на сцене голосами, двумя интонациями в речи актёра, потом замечаем их сходство. Постепенно эти интонации сближаются. Герой спектакля, слушающий проповеди, сам становится проповедником, диалог – монологом, и мы понимаем, что голос проповедника – это собственный голос персонажа, голос его совести.
В конце концов, главным нравственным камертоном в жизни любого человека эта его собственная совесть и является, всё остальное только помогает услышать её, повторяет то, что она нам говорит. И этот голос начинает звучать в сердце героя спектакля в трудную минуту его жизни, тогда, когда он навсегда прощается с близким человеком.
Философы говорили, что рай – это состояние пробуждения человека от морока земной жизни, возвращение к своей подлинной природе. В «Проповеднике» мы буквально видим такое пробуждение – пробуждение на краю пропасти, пробуждение в последний момент.
Недаром так проникновенно звучат слова из «Исповеди» блаженного Аврелия Августина:
— О, поздняя Радость моя! О Господи, доведи меня до разумения. Голос Твой дороже всех наслаждений. Дай, что я люблю: ведь я люблю. И любить Ты дал мне. Не оставляй даров Твоих, не презри жаждущую былинку Твою.
Эта «Исповедь» стала для человечества не только исповедью, но и проповедью, звучащей в столетиях. Его рассказ о своих грехах и раскаянии, сливаясь с голосом совести, становится проповедью и свидетельством истины.
Безусловно, нужно сказать о той трогательной искренности, с которой произносятся слова проповеди и молитвы, и порадоваться замечательной игре Александра ТИХОНОВА, мастерски передающего все оттенки, все ступени духовного становления героя. Один актёр на сцене фактически создаёт полифонический спектакль, в котором звучат голоса неба и земли, происходит осознание собственного падения, а в финале происходит главное – обращение к небу, к Богу.
Надеюсь, что зрители спектакля также невольно станут участниками представления, также задумаются о вечном. Многим ли даётся такое пробуждение на краю обрыва, внезапное, ослепительное – по дороге в Небесный Иерусалим? Сможем ли мы удержаться на этом непростом пути? Как сложится судьба героя пьесы, как сложится судьба зрителей, пришедших на спектакль? Будущее известно только Богу. Но хочется верить, что каждый из нас когда-нибудь обретет эту радость – «позднюю Радость мою».
Премьера «Проповедника» состоялась 29 января 2024 года в актовом зале храма св. мц. Татианы. Авторы спектакля – Татьяна ЧЕРТОВА и Игорь КОСИЦЫН. Это вторая их пьеса, посвященная теме Православия. В прошлом году по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) на сцене Пятого театра ими был поставлен спектакль «Фрося» – по мотивам рассказов книги «Несвятые святые».
Андрей КОЗЫРЕВ, главный редактор литературного журнала «Менестрель».
Фото – Александры БЕЛОВИЦКОЙ.