Отзыв на спектакль «Фрося».
Спектакль омского Пятого театра «Фрося» по мотивам рассказов из книги митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (ШЕВКУНОВА) «Несвятые святые» посвящён важнейшей и сложнейшей для искусства теме – изображению праведника.
Как много в мировой культуре ярких образов «мёртвых душ», людей, переступивших черту добра и зла, или обывателей, погрязших в безразличии к Духу и истине, и как мало изображений праведников! Героев, по чистоте и духовной силе подобных Алёше Карамазову или князю Мышкину из романов Ф. М. Достоевского, в светской литературе почти нет, чаще они встречаются в литературе духовной – Евангелиях, житиях святых. Возможно, сами рамки реалистического повествования мешают изображению святости, высокие устремления и подвиги героев оказываются незаметными на фоне деталей обыденной жизни. Часто образ праведника становится схемой, символом, за которым не видишь живого лица, часто нехватка мастерства заменяется ложным пафосом, отталкивающим читателей.
Режиссер Игорь КОСИЦЫН (написавший пьесу "Фрося" в соавторстве с Татьяной Чертовой) в своей постановке избегает этих крайностей, убедительно раскрывая тему негромкой, «несвятой» святости в миру. Мы видим образ человека, похожего на обычных людей, окружающих нас, но – чистого, вознесённого над суетой. Такого же, как мы, но святого.
Начинается спектакль с кадров из фильма Андрея ТАРКОВСКОГО «Андрей Рублёв». Сцена распятия из «Страстей по Андрею», вызывавшая вопросы у многих зрителей, передаёт основную идею и этой театральной постановки, и книги митрополита Тихона – ощущение божественного начала, находящегося рядом с нами, вокруг нас. Как гласит Евангелие, Христос во все времена незримо пребывает среди христиан: «Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Если Он находится среди нас, то и Распятие Его продолжается до сих пор вместе с каждым, кто страдает за Него, и каждый преследователь христиан становится соучастником палачей Христовых.
Потрясает игра исполнительницы главной роли Елены ЛУКМАНОВОЙ. Блестяще переданы все детали интонации, речь героини – живая, непосредственная, эмоциональная, по-детски чистая, пронизанная любовью к Богу и людям. Мы слышим со сцены голос души, пребывающей одновременно среди людей и над миром. Внимая её словам, чувствуешь, что таких праведниц, как героиня спектакля, ты видел в своей жизни и сам, и от увиденного и осознанного воздух вокруг становится чище, божественный свет – заметнее для нашего замутнённого суетой зрения.
И по-новому видишь тех, кто живёт рядом с тобой. Возможно, Христос любил людей не потому, что они заслуживали Его любви, а потому что видел их такими, какими Он их задумал – чистыми, святыми. Дыхание Святого Духа, божественной любви, исходящей от Мудрости Отца через Слово Сына, пронизывает весь мир, оно всюду, но, чтобы почувствовать его, нужно очистить душу от всего внешнего, наносного. Тогда и мир Божий вместо человеческого увидишь, и полюбить его воистину сможешь.
Также необходимо отметить замечательную работу занятых в спектакле аккомпаниатора Пятого театра Сергея ГЛУХИХ и солисток «Проекта П» – Юлии БОЛБАТ, Марии СТЕПАНОВОЙ и Светланы БРАТКОВОЙ.
То, что первая театральная постановка по книге Владыки Тихона произошла в Омске, внушает радость и надежду. Сам факт постановки воспринимается как благословение для региона, для всех, кто причастен к культурному и духовному созиданию на нашей земле.
Хочется, чтобы таких спектаклей было больше, чтобы постановку смогли увидеть зрители на разных сценах, в городе и области, в театрах и домах культуры, возможно, в других регионах. По слову Божию: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 14: 15).
Андрей КОЗЫРЕВ, главный редактор литературного журнала «Менестрель».
Фото Олега ДЕРКУНСКОГО представлено "Пятым театром".