Эксперты выступают категорически против жилой застройки в историческом центре Омска.
В «Точке кипения» архитектор Никита ШАЛМИН ппродолжил свой цикл лекций «Омск 400-500». Тема новой встречи – «Исторический центр Омска: крепость или микрорайон?»
На этот раз ШАЛМИН высказался весьма для себя кратко:
– На самом деле вопрос один у нас. Есть Омская крепость – наше все. Есть место и планировка, которая задала образ всего города. Крепость никуда не уйдет, как бы город ни развивался, в какую бы сторону ни шел. Она всегда будет в центре, одна из уникальностей Омска. Вопрос в тенденциях сегодняшнего дня, по застройке территории, по ее использованию. Почему крепость – символ города? Это место слияния Оби и Иртыша, отсюда пошел Омск, это его место самоидентификации, как сейчас модно говорить. Можем объекты перечислить. «Пингвин», место которое когда-то было подворьем генерал-инженерского дома. Вот бывший дом представительств, как он первоначально декларировался, теперь это жилой дом. Его состояние вы можете посмотреть, оценить, в каком состоянии он сейчас находится, насколько вписывается в историческую среду крепости 18 века. Дальше апарт-отель. Он претерпел изменения с шестиэтажной постройки до 10-12 этажей. «Достойное» завершение судьбы Достоевского... Здесь общественно-развлекательный центр планируется, жилые кварталы. Вместо Обозного сарая – ресторан, который, собственно, не работает. Объекты крепости тоже живут ни шатко ни валко. На мой взгляд, мы теряем историческое место, историческую зону, превращаем ее в стандартный микрорайон, пусть с немного нестандартной архитектурой.
Затем выступила искусствовед, инженер по охране памятников культурного наследия Жанна ХАХАЕВА. Она немного рассказала об истории места:
– Пароходством предпринимались попытки построить здесь жилье, но были пресечены. Все их жилые дома были вынесены в городок Водников. Для архитектора нормально рассматривать всю территорию в истории развития, в радиусе. Улица Партизанская покатилась мимо существующих зданий гостиницы «Россия» и кинотеатра «Кристалъ-Палас», обогатилась педагогическим институтом, финансовым техникумом, «Омскэнерго», коммерческим училищем дореволюционным. Вся эта перспектива стала брендом Омска, она прекрасно обозревалась со вновь построенного в пятьдесят седьмом году Дома художника. Вся эта прекрасная долина была широко распространенным сюжетом в открытках многочисленных художников, которые получили здесь мастерские.
В 21 веке место неожиданно стало площадкой для парковок и разворотной точкой для общественного транспорта. Ансамбль крепости дополнился Омскими воротами и Воскресенским собором. Эксперт отметила, что будущие высотки логично заслонят панорамные виды на памятники, не позволяя раскрыться в полной мере их красоте: «К самой архитектуре я не имею претензий, она может существовать. Но в другом месте!».
Архитектор Светлана ШЕВЧЕНКО (на фото) вспомнила о самой первой концепции крепости, которую она придумала вместе с Альбертом КАРИМОВЫМ:
– Нам казалось важным все, что связано с именем Достоевского… Мы задумывали даже возродить сторожевые будки для театрализации. Потом у нас был объявлен конкурс на эту территорию и не один. Мне всегда казалось, что это уникальная территория, которая работает на город, что ее безусловно надо возродить с великими именами, ее архитектуру, стилистику.
ШЕВЧЕНКО посетовала, что нынешнее видение места разрабатывали столичные архитекторы, недооценившие исторический багаж крепости:
– Считаю категорически недопустимым размещение здесь жилого комплекса. В соответствии с 73-ФЗ, законом об объектах культурного наследия, определяется режим использования территории, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Здесь не идет речь вообще о новых объектах! В прошлом декабре были приняты правила землепользования и застройки, и согласно им, это зона исторической застройки с возможностью размещения жилой застройки средней этажности. Это как раз, наверное, и была какая-то зацепка… В любом случае написано, что эта зона предназначена «для максимального сохранения своеобразия архитектурно-градостроительного ландшафта, архитектурного облика жилых, общественных зданий, их модернизации, капитального ремонта и реставрации приспособлений для современного использования памятников истории и культуры». Размещение здесь жилого комплекса противоречит утвержденному проекту планировки и смыслу этой уникальной исторической территории, нивелирует туристическую значимость нашего исторического центра. Стилистическое решение жилого комплекса, характерное для любого европейского города, является абсолютно чужеродным в этом среде.
ШЕВЧЕНКО обратила внимание, что ближайшая школа № 19 не рассчитана на увеличение количества учеников, также потенциальным жильцам комплекса будет не хватать детских площадок и парковок – для этого банально не хватает свободного пространства.
Другой архитектор – Андрей СЕРГЕЕВ упомянул еще одну версию крепости, спроектированной архитектурным ателье «РИМ». Там основная идея заключалась в придании транспортного смысла улице Партизанской:
– Мощная артерия транспортная заходила в крепость, позволяя крепости заработать. Анатолий ТИЛЬ пролоббировал идею реализовывать бульвар, сдвинув забор, улица Партизанская заиграла. Другое дело, что количество полос здесь явно завышено, пробка в которую все упираются у часовни — это слишком. Пешеходное пространство вдоль великолепных фасадов могло быть и шире.
Архитектор Сергей АМЕЛИН признал, что не учтены ни философия, ни перспектива пространства. Он призвал омичей отстаивать территорию крепости. Активист Омского гражданского объединения Денис КАБАКОВ предложил использовать опыт Москвы или Санкт-Петербурга, «где старые здания не разрушают, а делают там арт-пространства»:
– Мы тоже можем завести туда бизнес, общепит, кофейни, чтобы там молодежь и не только могла прекрасно проводить время. Наверное, самый яркий пример – это в Петербурге территория бывшего хлебозавода. Там же пространство «Бутылка» сделано из бывшей тюрьмы.
Участники дискуссии единодушно сошлись во мнении, что историческое место будет украдено у омичей, поскольку с высокой долей вероятности, жилое пространство наверняка будет отгорожено забором и шлагбаумом. Роман МАЛИКОВ, руководитель ООО «Алюмстрой», занимающегося облицовкой «Арены-Омск», усомнился в том, что фасады, обещанные заказчиком, воплотятся в реальность:
– Я строитель, и в 80% случаев мы берем подобные объекты в работу именно с такими фасадами. Но красивая картинка зачастую оборачивается использованием в итоге трехкопеечных материалов. Потому что не платит заказчик! Оставляет на тендер и вместо натурального камня мы вынуждены работать с профлистом. То же самое с крышами. Я в Омске только третий месяц, но часто гуляю по территории крепости с семьей, хожу туда на курсы лепки. Мне очень там нравится, и я бы не хотел, как гость города, видеть там жилье, скажу честно.
«Мне кажется, владельцу территории можно и нужно предложить варианты коммерческого использования территории. Нужно объявлять всероссийский конкурс, написать грамотное техническое задание, – добавила владелица одноименного архитектурного бюро Светлана ГЕТТЕ, также высказавшаяся категорически против жилого дома в крепости. – Пусть найдутся архитекторы, которые посмотрят проект охранных зон. Как так вообще получилось, что территория оказалась в частных руках? Нужно обратиться в прокуратуру и отыграть назад, вернуть эти земли».
Общественники договорились, что попробуют сообща представить альтернативную концепцию Омской крепости и прилегающих к ней территорий. Возможно, площадка архитекторов-пассионариев заработает на постоянной основе.
Фото @ Максима КАРМАЕВА («Коммерческие вести»).
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 декабря 2021 года.