В омском Лицейском театре показали премьеру ретро-мелодрамы.
Пьеса Александра ВОЛОДИНА «Пять вечеров» была написана в 1958 году. Она много ставилась, в том числе в таких ведущих театрах страны, как «Современник» и БДТ. Режиссеров и зрителей подкупает простая история, за которой открываются богатство человеческой души и сила чувства, которое может соединить людей даже спустя годы.
Спектакль «Пять вечеров» поставлен сейчас режиссером Владиславом ПУЗЫРНИКОВЫМ, давно и успешно сотрудничающим с Лицейским театром. Здесь идут его спектакли «Пижама на шестерых», «Безымянная звезда», «Канкун», «Прекрасное далеко».
По признанию режиссера, ему хотелось обратиться к традиционному психологическому театру и с позиции дня сегодняшнего посмотреть на то время, те отношения, о которых рассказывается в пьесе. Работа продолжалась около года.
Ностальгические черно-белые «Новости дня» на экране, венский стул, этажерка, красный абажур над столом. Художник-постановщик Марина ШИПОВА и художник-декоратор Ольга ДАГАЕВА сразу же погружают нас в атмосферу более чем полувековой давности. Оттуда же, из фильмов 1950-х – 1960-х, и песни (музыкальное оформление Сергея ШИЧКИНА). Но вот герои не слишком похожи на людей тех лет. Впрочем, они и не однозначно современны. Может быть, в этом и есть задумка: история, которую придумал «романтик обыденности» Александр ВОЛОДИН, в принципе, могла произойти когда угодно и с кем угодно. «Началась она задолго до этих пяти вечеров и кончится еще не скоро», – говорит в своей длинной ремарке драматург. Отсюда и жанр спектакля – «история, не имеющая конца».
Героев постановки Тамару (Наталья ВИТАШЕВСКАЯ) и Ильина (Евгений ТОЧИЛОВ) разлучила война и еще, наверное, ГУЛАГ. Эта тема проскальзывает тоже в одной из ремарок, но никогда не акцентировалась театрами. Не акцентируется она и сейчас. Просто расставшиеся по какой-то причине семнадцать лет назад люди встретились и робко, угловато пытаются наладить прежние отношения.
Будучи проездом в Ленинграде, Ильин вдруг узнает дом, в котором когда-то снимал комнату и где жила его любимая девушка, которую все звали звездой, и вновь появляется на пороге ее коммуналки. Каждый из них рассказывает, как прекрасно жил один без другого. Она стала мастером на заводе, он – главным инженером на крупном химическом комбинате. Но поза Ильина и гордая неприступность Тамары, подкрепляемая давней обидой, потихоньку тают, как мороженое. И когда до счастливого финала, кажется, один шаг, выясняется (выясняется для нас), что герой ТОЧИЛОВА соврал. Он никакой не инженер, а работает шофером на севере. Его новый побег от любимой женщины – не что иное как «комплекс Гоши» («Москва слезам не верит»») с бзиком по поводу социального уравновешивания в семье. И как в той же эпохальной киномелодраме, героиня ВИТАШЕВСКОЙ мечется в поисках любимого.
Наверное, всем памятен фильм «Пять вечеров» с Людмилой ГУРЧЕНКО и Станиславом ЛЮБШИНЫМ. К счастью, омский спектакль совершенно не соревнуется с тем фильмом, он абсолютно другой, и искать параллели перестаешь уже со второй минуты. Кстати, помня фильм, немногие вспоминают еще об одних героях – племяннике Тамары Славе и его девушке Кате. Здесь же эта пара очень ярка и значима. Это новое поколение, которое ищет свои пути к счастью. Пути эти тоже непростые. И, с одной стороны, Ильин, как «бывалый неудачник», предостерегает Славу от жизненной ошибки, с другой – именно молодые люди помогают воссоединиться главным героям. У них оказывается больше находчивости, решимости и где-то даже мудрости.
В работах Светланы ПОЗДНЯКОВОЙ (Катя) и Алексея ОСИПОВА (Слава) много юмора, живости и сочных красок. Кстати, Катя больше всех напоминает героинь означенной эпохи. Она словно пришла из тех самых фильмов о советских девушках – с характером, без адреса и пр.
Хочется еще раз отметить сценическое оформление. Пространство-трансформер с помощью добавления-удаления одной-двух деталей легко становится и жилищем Тамары, и квартирой случайной знакомой Ильина Зои (Наталья КОРОТАЕВА) или его друга-однокурсника Тимофеева (Николай ПУШКАРЕВ), и даже телеграфом, на котором работает Катя. А выход на «второй этаж» (хотя, в принципе, действие происходит в одной плоскости) дает возможность для построения сложных мизансцен и добавляет постановке движения, воздуха.
Спектакль, как и пьеса, заканчивается многоточием. Наверное, это естественно – ведь жизнь героев еще не окончена, и путь (совместный?) теряется где-то за горизонтом.
Фото © Алексей УГЛИРЖ (Драматический Лицейский театр)