В Омском театре живописи состоялся прогон спектакля «Эрмитаж» по сценарию Алексея МИХАЛЕВСКОГО.
Театр живописи — это проект, созданный актерами Омского академического театра драмы и в течение 20 лет работающий в стенах Музея им. Врубеля. Действие спектаклей происходит чаще всего в пространстве камерной сцены «Театра живописи», но иногда разворачивается и прямо в залах музея. Каждая театральная постановка здесь — уникальная композиция: симбиоз живописи, художественного слова, актерской игры и музыки.
На прогон, состоявшийся 26 января, были приглашены искусствоведы и журналисты. Директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Фарида БУРЕЕВА пояснила:
— 28 января мы прощаемся с выставкой «Ремесло как искусство. Предметы из коллекции оружия Государственного Эрмитажа». Прогон приурочен к этому событию не случайно: «эрмитажная» история в омском музее продолжится. И в марте премьера этого спектакля, посвященного одной из величайших сокровищниц мира, состоится уже на новой сцене «Театра живописи» — в будущем центре «Эрмитаж-Сибирь».
В спектакле — несколько связанных между собой сюжетных линий. Фабула такова: героиня — экскурсовод музея, она служит в Эрмитаже, но мы видим её в небольшом пространстве комнаты, обозначенной минималистическими декорациями. Она дома. Здесь и происходит всё действие — в другое время и в другое пространство она переносится мысленно. Задник сцены функционален — это киноэкран, на котором зритель видит залы Эрмитажа, отдельные экспонаты или целые коллекции. Героиня находится наедине с собой — ведёт экспрессивные внутренние диалоги с собой об искусстве, говорит об истории возникновения музея, о формировании коллекции, а затем, неожиданно для зрителя, в этот диалог вступает другой голос, — спокойный и негромкий — голос Эрмитажа. Она погружена в свою работу, подчинена ей, очарована ею, покорена, навсегда отравлена этим сладким ядом величия искусства: если соприкоснёшься с ним — эта любовь уже не отпустит.
Не станем забегать вперёд и раскрывать всех секретов, скажем только, что новый спектакль, по мнению зрителей, состоялся. Обращает на себя внимание музыкальное оформление постановки: звучит музыка Шнитке, Глинки, Шостаковича. Видеоряд собран Яной МАЙСНЕР нарезкой из нескольких разных фильмов об Эрмитаже. По словам режиссёра, «этот спектакль — поиск диалога с искусством».
Необыкновенно хороша в главной роли Татьяна ФИЛОНЕНКО. Она буквально проживает на сцене эту роль. Уместен, точен интонационно и тембрально «Голос Эрмитажа» — актер Иван МАЛЕНЬКИХ. Этот спектакль — большой режиссёрский успех Николая МИХАЛЕВСКОГО.
Тема театральной постановки — «Эрмитаж» — грандиозна. Напомним, что в коллекции музея собрано более трех миллионов экспонатов. Если каждому экспонату уделить хотя бы минуту, все шедевры можно увидеть за 13 лет. Даже для того, чтобы просто обойти все залы, ничего не рассматривая и нигде не останавливаясь, потребуется почти 5 часов. А режиссёру и сценаристу нужно было выбрать из всей коллекции мизерную часть, чтобы в часовом спектакле рассказать об истории музея, о главных событиях в его летописи и о жемчужинах коллекции.
Среди лучших музеев мира Эрмитаж выделяется коллекцией голландской живописи XVII века, коллекцией произведений импрессионистов, постимпрессионистов и искусства эпохи Возрождения. Николай МИХАЛЕВСКИЙ в беседе с журналистами после прогона рассказал, что«работа над спектаклем шла два года, за это время наша команда просмотрела десятки фильмов об Эрмитаже, мы прочли множество книг и научных статей, лекции посещали. Выбор художников, выбор работ, о которых идёт речь в спектакле, был сделан прежде всего под влиянием мнения Михаила ПИОТРОВСКОГО».
В заключение режиссёр добавил:
— Эрмитаж — история, которая никогда не заканчивается. Наш новый спектакль — первый из большого цикла задуманных на эту тему спектаклей.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ