В Музее имени М.А. Врубеля открылась персональная выставка омского живописца, приуроченная к его 80-летию.
Около 60 произведений разных лет, расположившихся в главном зале Генерал-губернаторского дворца, наглядно демонстрируют непростой путь художника.
Творчество Георгия ПИЛИПЕНКО отличают тонкий лиризм, ассоциативность, глубокая философская наполненность. Многие годы Георгий Георгиевич остается верен жанровой картине, хотя пишет и пейзажи, портреты, натюрморты.
Те, кто привык к особому нежному кружеву его письма, ставшему визитной карточкой живописца, наверное, удивятся, увидев сейчас «открытые» цвета ранних работ, их незатейливые сюжеты: «Комсомольцы 20-х» (1969), «Мотив с кранами» (1971), «Подружки» (1972). Но это, собственно, тоже путь – от сурового стиля к более живописному, от прямого изображения реальности к ее художественному осмыслению.
– Что касается работ раннего периода, то это была пора ученичества, сразу обрести себя нельзя, – говорит куратор выставки Людмила БОГОМОЛОВА. – А вот в 1990-е годы уже пришла первая зрелость. Художник долго себя искал, был период молчания. И вот он стал акцентироваться на цвет, фактуру, на мазок. Он «вытаскивает» белый цвет, этот цвет начинает у него сиять. Он усложняет фактуру, она у него живая, подвижная. И сплав этой фактуры, особого колорита, индивидуального мазка и привел к рождению вот этой узнаваемой авторской манеры.
Особое место в творчестве Георгия ПИЛИПЕНКО занимают храмы. И если сначала они интересовали художника как памятники архитектуры, то чуть позже он пришел к осознанию их духовного значения.
Вообще религиозная тема стала важна для него, и она проявляется в самых разных воплощениях. Это и аллюзии на Троицу («Три ангела»), и некая тайная вечеря, в центре которой Антон СОРОКИН («Хлеб наш насущный даждь нам днесь»).
И даже собственный «Ироничный автопортрет» включен у него в религиозную символику.
Автопортретов на выставке несколько, и они тоже эволюционируют. Есть совершенно реалистичный и традиционный автопортрет 1986 года. Есть уже упомянутый ироничный, с множеством смысловых слоев и подтекстов, написанный десятилетие спустя. А еще – автопортрет, на котором изображено не лицо, а ладонь, изборожденная «дорогами» прожитых лет. Понятно, что художник с интересом вглядывается не только в окружающий мир, но и в себя, являющегося частью этого мира.
ПИЛИПЕНКО не раз подступался к образу А.С. ПУШКИНА. В 1999 году это монументальный портрет на нейтральном фоне, в 2003-м – практически жанровая работа, в которой много деталей. В позе поэта уже прочитываются размышления, настроение.
Городские пейзажи Георгия Георгиевича словно покрыты тонким кружевом. Часто это снег, потому что художник любит зиму. Или ветки деревьев, за которыми может угадываться, например, храм. Иногда эта вибрирующая светоносная поверхность даже не поддается объяснению.
Под стать такому поэтическому стилю юбиляра и поздравительный адрес Омской организации Союза художников РФ, зачитанный ее председателем Андреем МАШАНОВЫМ:
– «Уважаемый Георгий Георгиевич, благодарим за ваш многолетний творческий труд, верность традициям в изобразительном искусстве, посильный вклад в сокровищницу культуры и искусства! Мир на ваших полотнах материален и в то же время бесконечно одухотворен. Духовность в самом широком смысле слова получила свое глубинное раскрытие в вашем творчестве. Единение тонкого лиризма и гармонии мерцающих полутонов наполняет ваши работы таинственностью и особой мелодикой. Их главный персонаж свет, как внешний, так и внутренний источник, охватывает изображение золотой вуалью. Пусть ангел, что стоит за плечами, бережет ваше здоровье, помогает избежать печалей. Пусть Муза постоянно балует вас своими идеями. Пусть чаша всегда будет полна, а внутренний мир пребывает в гармонии и равновесии. Счастья, любви, процветания!»
Остается добавить, что выставка Георгия ПИЛИПЕНКО продолжит работу до 9 февраля будущего года.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ