Все то золото, что блестит… некуда продать.
25 ноября в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Народное золото. Как сегодня спасти свои сбережения?»
Спрос на золотые слитки в российских банках растет на десятки процентов от месяца к месяцу. С 1 марта 2022 года подписан закон об освобождении от НДС (20%) операций, связанных с драгоценными металлами, в частности с золотом. В Госдуме сейчас находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий предоставление аффинажным заводам возможности реализации без НДС слитков драгоценных металлов физическим лицам в целях увеличения потребления драгоценных металлов на внутреннем рынке.
Законодатели
Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем КИРЬЯНОВ отметил, что «функция золота в мировой экономике по-прежнему очень важна»:
– Несмотря на то, что мы в основном привыкли воспринимать золото как ювелирные украшения, как некую роскошь, вещь, подтверждающую определенный статус, тем не менее, роль золота как надежного средства накопления до сих пор не подвергается сомнениям с самых древнейших времен.
По словам депутата, в 2020 году золото стало шестым в списке самых продаваемых товаров в мире, меняется и сама структура инвестиций россиян:
– Золото перестает быть мифическим эквивалентом и становится тем, что каждый человек может купить, чтобы создать фонд сбережений. Речь не идет о килограммах, у нас есть слиток в 1 грамм, в 5 грамм, 10 грамм. Цена одного грамма примерно 3,5 тысячи рублей. Два грамма – примерно 100 долларов.
Из-за санкционных запретов Россия не может продавать золото в тех же объемах, что и раньше – примерно 350 тонн в год, из которых 80% уходило на экспорт:
– У нас остается огромное количество добытого золота совершенно прекрасного качества, которое некуда деть. В тот же самый момент мы понимаем, что у людей нет возможности инвестировать в привычные им варианты – они становятся просто опасными или, как сейчас говорят, токсичными. Например, акции зарубежных компаний сегодня заморожены, с ними ничего невозможно сделать. Криптовалюта – механизм для спекуляции, уж точно не для сбережений, с ней надо еще уметь обращаться. Хранить сбережения в долларах становится тяжело. Новые валюты тоже неустойчивая вещь: юань подвержен колебаниям политического курса руководства Китайской Народной Республики.
КИРЬЯНОВ привел несколько цифр, которые убеждают отечественных законодателей и экспертов в необходимости развития рынка золота:
– По оценкам Всемирного совета по золоту, мировой спрос на слитки и монеты в 2021 году составил 1200 тонн. Крупнейшими рынками обладают Китай – 285 тонн слитков продано внутри страны, Индия – 186 тонн, США – 117 тонн. Германия – 264 тонны, при том что у страны нет своего золота, но эта инвестиционная модель для населения работает. В Турции, Арабских Эмиратах, Индонезии, Таиланде, Вьетнаме, Казахстане законодательство, в том числе налоговое, оптимизировано в отношении операций с золотом, продажи слитков физическим лицам.
В России коммерческие банки продали около 25 тонн золота, не облагаемого пока НДС, с марта по август 2022 года – на 500% больше по сравнению с 2021 годом. Теперь полномочия кредитных организаций по реализации драгметалла законодатели намерены распространить и на аффинажные заводы, а возможно, и на розничную торговлю ювелирными изделиями:
– Должна быть здоровая конкурентная среда, выстроены понятные для всех правила игры. И конечно, необходимо думать о том, как развивать сферу в целом. Насколько я понимаю, сейчас иностранные граждане, совершив покупку слитка, могут его без проблем вывезти их страны, на это нет запрета, нет специальных пошлин. Добыча золота требует больших кредитных средств, большого оборота, а когда золото некуда продавать, это вызывает кризис по всей отрасли. Ювелирная промышленность может забрать 10-15% общего объема, в российской же промышленности золото используется настолько мало, что этим можно пренебречь. Нужно развивать внутреннее потребление в том числе для того, чтобы не терять рабочие места, не терять людей, не терять месторождения, перезапуск которых будет стоить огромных денег и окажется экономически нерентабельным.
Золотодобытчики и обработчики
Исполнительный директор Ассоциации «Объединение аффинажных заводов» Никита ПЕЧНИКОВ подтвердил, что до отмены НДС российский рынок драгоценных металлов в натуральном выражении был на зачаточном уровне, но если слитки разрешат продавать аффинажным заводам, его ожидает рост – банки озвучивают прогнозы спроса на уровне 50 тонн уже в этом году:
– В потреблении со стороны физических лиц есть два плюса: с одной стороны, драгоценные металлы остаются в Российской Федерации, с другой, население стимулирует спрос на драгоценные металлы, загрузку аффинажных предприятий, добычу золота. В мире где-то 27-28% от потребляемого ежегодно золота связано именно с инвестиционными целями. В натуральном выражении это около 1150-1200 тонн. Конечно, на фоне таких цифр 50 тонн не кажутся чем-то большим. Но тут надо понимать, что мы начинали с единиц и такой рост – достаточно приличный. Чем больше будет участников рынка, точек продаж драгоценных металлов, тем выше будет качество предоставляемой услуги – например, по хранению слитков.
Сергей КАШУБА, председатель Союза золотопромышленников России, рассказал, что последние три года наша страна находится на втором месте в мире по добыче золота после Китая:
– Объем ежегодно добываемого золота из недр – около 330 тонн, еще 30-35 тонн предложений в стране приходит из вторичного, переработанного золота (скупщики, ломбарды). Золотодобытчики заинтересованы в стопроцентной ликвидности золота. До начала спецоперации мы его добывали, продавали банкам, а банки – ЦБ, ювелирам, экспортировали. Продавали по мировым ценам, которые формировались на Лондонской бирже металлов, без дисконтов. После начала спецоперации шесть российских аффинажных заводов были лишены статуса good delivery, плюс санкции, с экспортом стало сложнее. Мы пролоббировали пару постановлений правительства, чтобы можно было получать генеральные лицензии на экспорт в порошках, гранулах и сплавах. Но, конечно, заинтересованы в увеличении внутреннего спроса населения, за которое выступаем последние десять лет.
О возможностях увеличить мощности по выпуску слитков в 2023 году сообщил директор по взаимодействию с государственными органами ОАО «Красцветмет» Юрий ЗАЙЦЕВ:
– Если сохранятся ограничения хождения иностранной валюты на территории Российской Федерации, заморозка иностранных акций и других ценных бумаг, деривативов различных, то, соответственно, переток инвестиционных средств в золото, позволит, конечно же, нам существенно нарастить объемы реализуемых слитков. Потребление сильно зависит от инфраструктуры. Если для банков прописаны правила оборота драгоценных металлов, реализации физическим лицам, правила учета, перевозки, то для иных юридических лиц таких норм нет. А ведь мы понимаем прекрасно, что, расширяя бытовую базу, необходимо подключать иные субъекты – возможно, ювелирные предприятия, аффинажные заводы. В Германии, например, значительный объем слитков реализуется через интернет-компании, в Казахстане 10% по массе и 15% по количеству проданных слитков предъявляются к обратному выкупу. У нас человек, который находится в районном центре, практически не может купить слиток. Даже в Москве это сделать тяжело, так как может не оказаться нужного ассортимента.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 декабря 2022 года.