Издательство Новое литературное обозрение выпустило книгу Джона ТОМПСОНА «Торговцы культурой: Книгоиздательский бизнес в XXI веке (М.; тираж 500 экз.).
Речь идет о том, какие перемены издательское дело пережило за последние 40–50 лет и как переосмысливались в нем роли главных акторов – издателей, агентов и продавцов. ТОМПСОН опирается на большой корпус интервью, взятых у различных сотрудников издательств, хедхантеров, авторов и книготорговцев, включая ключевых закупщиков из крупных розничных сетей. Исследуя с позиции антрополога внутреннюю структуру издательского мира, автор пытается понять: почему и как, несмотря на глобальную трансформацию медийного поля, традиционному книгоизданию удается оставаться центральной сферой человеческой культуры?
Тонкости книгоиздательского дела гораздо более многочисленны, чем можно было представить, взглянув со стороны.«Публикация книг из фронт-листа неизбежно сопряжена с риском, но у издательств массовой литературы есть два более надежных источника дохода – авторы, имя которых стало брендом, и бэк-листы. Обе формы книгоиздания чрезвычайно важны для издательств массовой литературы, поскольку они обеспечивают противовес – что-то вроде балласта, – компенсирующий риск, с которым связана публикация книг из фронт-листа», – размышляет британский социолог, профессор Кембриджского университета Джон ТОМПСОН.
Как отмечает ТОМПСОН, к примеру, авторы-бренды важны по двум причинам: во-первых, их продажи предсказуемы, во-вторых, они регулярно пишут.
«Их продажи предсказуемы, потому что у них есть лояльные читатели. Читатели становятся «фанатами» определенного автора или серии книг определенного автора и хотят читать больше. Следовательно, издательство может рассчитывать на рынок, который в некоторой степени завоеван, и продажи предыдущих книг автора становятся хорошим ориентиром для оценки продаж следующей книги автора. Если карьера автора развивается нормально, издательство может рассчитывать на кумулятивный рост: каждая новая книга будет продаваться больше, чем предыдущая, и общая траектория будет все время восходящей. В мире, где успешность многих книг из фронт-листа – дело случая, предсказуемость такого рода – это подарок» (перевод А. Корбут).
Более того, авторы-бренды также отличаются регулярностью: они пишут одну книгу каждый год или каждые два года. «Это означает, что издательство, у которого есть несколько регулярно пишущих авторов, может планировать свою будущую программу с гораздо большей точностью и надежностью, чем издательство, которое полагается на обычный метод ведения бизнеса путем проб и ошибок с книгами из фронт-листа».