В московском издательстве Рипол Классик вышла книга Алексея ИВАНОВА «Бронепароходы» (2023 год; 688 стр.; тираж 40 000 экз.).
По сути, это большой художественный роман о речном флоте в годы Гражданской войны.
Войну вели и люди, и технологии, и капиталы. В кровавой и огненной круговерти речники оказывались то красными, то белыми. Их принуждали стрелять в товарищей по главному делу жизни, принуждали топить пароходы – славу и гордость речного флота. Как сохранить совесть посреди катастрофы? Как уберечь тех, кого ты любишь, кто тебе доверился? Как защитить прогресс, которому безразличны социальные битвы? Там, на палубах речных буксиров, капитаны искали честный путь в будущее, и маленький человек становился сильнее, чем огромный и могучий пароход.
Роман «Бронепароходы» вышел одновременно в бумажном формате в издательстве «Рипол Классик» и в виде электронной и аудиокниги на платформе «Букмейт» (читает Сергей Бурунов). Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина прочла роман и поговорила с Алексеем ИВАНОВЫМ об особом мире речной России, о революции. На вопрос, когда появилась идея написать о том времени и пароходах, Алексей ИВАНОВ ответил:
– Мои родители – речники, и все детство я жил возле судоремонтного завода. Порядок жизни там был несколько иной. Скажем, лето означало навигацию, и многие мои одноклассники уезжали с родителями в рейсы. Зимой на субботники нас гоняли в затон расчищать снег с судов. Учебную практику, обязательную для советского школьника, я отрабатывал на буксире-толкаче, так что вообще-то я – судовой плотник. Даже в пионерлагерь нас возили на речных трамвайчиках. Так что про войну на реках, про бронепароходы и флотилии я знаю столько, сколько себя помню. Те, кто жил на Волге и на Каме в советское время, помнят такой теплоход-музей – «Волгарь-доброволец». Это бронированная и вооруженная канонерка Гражданской войны. Каждый сезон «Волгарь» мотался по рекам, швартовался в городах, и школьников водили по нему на экскурсию, рассказывали о сражениях флотилий. Девочки скучали, а пацанам нравилось. Я раз сто бывал на этом судне, рассматривал пулеметы, пушку, диораму в экспозиции. Тогда впервые и узнал о событиях, которые сейчас легли в основу романа. Рано или поздно я должен был об этом написать.