Три поколения омских художников изображали этот город по-разному.
В Музее Кондратия Белова недавно начала работу выставка «Тобольский альбом». На ней представлены работы народного художника России Кондратия БЕЛОВА, его сына профессора живописи, заслуженного деятеля искусств России Станислава БЕЛОВА и современных омских художников, которые в прошлом году были участниками пленэра, посвященного 85-летию со дня рождения Станислава Кондратьевича.
Тобольск – поистине город контрастов. С одной стороны, он полон исторических памятников, связанных с церковным зодчеством, с другой – как и Омск, место каторги и ссылки. И рядом с Тобольским кремлем расположился знаменитый Тюремный замок, Тобольский централ, из которого никто никогда не мог сбежать. Теперь это тоже музей.
Отец и сын БЕЛОВЫ не раз бывали в Тобольске, любили этот город, писали там этюды, делали зарисовки, создавали картины.
Кондратий Петрович смотрел на Тобольск издали, создавая панорамные произведения с Кремлем, памятником Ермаку, подгорной частью с деревянными домами, пристанью, широкой гладью Иртыша и удивительным по своей северной красоте небом. Он также иллюстрировал сказку «Конек-горбунок» Петра Ершова, родившегося в Тобольской губернии и много сил вложившего в развитие образования края.
Станислав Кондратьевич видел город иначе, изнутри, рисуя быт горожан в их каждодневных заботах, дающих представление о времени, в котором городские площади, улицы объединяли людей, а соседи знали друг друга, разговаривали, обменивались новостями.
Как перекличка поколений воспринимаются сегодня работы омских художников – участников Тобольского пленэра, прошедшего в городе летом 2022 года, организованного Омским музеем Кондратия Белова и Общественным фондом «Возрождение Тобольска» при активной поддержке председателя президиума фонда Аркадия ЕЛФИМОВА. В пленэре участвовали Наталья БАБАШ, Лариса ДЕКТЯРЕВА, Геймран БАЙМУХАНОВ, Владимир БЕЛОУСОВ, Евгений ДОРОХОВ, Сергей ЗОЛЬНИКОВ, Петр и Александр КРАВЦОВЫ, Расхат НУРИЕВ, Игорь САНИН. Все они продемонстрировали большое разнообразие творческих подходов и техник.
За последние десятилетия Тобольск кардинально изменился, и впечатления от него стали другими, что вполне естественно. Тобольск стал современным городом, туристическим центром, в котором уже практически нет домиков с деревянной резьбой, деревянных мостовых и тротуаров. Многие участники пленэра не раз бывали в этом городе и с нотками ностальгии вспоминают его прошлое.
– Когда я первый раз был в Тобольске, там был еще такой нижний город, старый, с дворянскими домами, это производило большое впечатление, – рассказывает Игорь САНИН. – Я еще тогда подумал: вот хорошо бы было оставить этот оазис, водить сюда туристов, заниматься тут просветительской работой, изучать историю. А город уже застраивался, уничтожались старые дома! Но все равно в нем до сих пор сохранился какой-то особенный дух – дух истории, культуры. Там родились и работали многие знаменитые люди: Менделеев, Алябьев, Перов. Перечислять можно долго. И поэтому, если какие-то работы создаются там, то создаются сердцем.
Игоря САНИНА поддержала и Наталья БАБАШ, сказав:
– Тобольск – это такая глыба, которую невозможно было охватить за отведенные нам десять дней. Хотелось в этом жить, все увидеть. Но, конечно, само явление такого города в глубине нашей огромной страны, дорогого стоит. Вообще через наши пленэры мы познаем свое Отечество, знакомимся с ним, начинаем многое ощущать по-другому. И вот тут как-то еще так неожиданно всё сплелось: память Станислава Кондратьевича, и то, как его открытие Тобольска для омских художников отозвалось сегодня.
Старинный Кремль, многочисленные церквушки, спустя годы, по-прежнему вдохновляют живописцев и графиков. Но не так давно (в 2016 году) в окрестностях Тобольска появилась еще одна достопримечательность – ботанический сад «Ермаково поле», созданный по инициативе Аркадия ЕЛФИМОВА на месте заброшенного дома отдыха. И художники потянулись уже и туда.
– В Тобольск я сейчас приехал после огромного перерыва, – рассказывает Евгений ДОРОХОВ. – И в этот раз больше времени проводил в «Ермаковом поле». Я переписал, наверное, все клумбы и, конечно, липовую аллею. Еще там открываются прекрасные панорамы, которые я очень люблю. Пленэр был замечательный, мы там написали столько работ, что у каждого хватило бы на персональную выставку.
Сегодня, листая «альбом», составленный из рисунков и картин художников, зритель способен увидеть своеобразный срез их впечатлений в перспективе времени, и, может быть почувствовать его неумолимый ход, который уносит что-то в небытие, но не способен повлиять на нашу память.
Выставка продлится до конца июня.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ