Скелеты тут смешат и пугают, а цветы очаровывают
После летних каникул галерея Модного дома "Роба" открыла новый сезон. 6 августа здесь начала работу выставка корейского художника Чанга ТЭ-САБА "Искусство видеть невидимое".
Шестидесятилетний Чанг ТЭ-САБ по профессии врач-рентгенолог. Он преуспел в своем деле, имеет звание профессора и собственную клинику в Сеуле. Но тяга к творчеству, заложенная в нем с детства, внезапно заставила обратить профессиональные знания, умения и технику на то, чтобы создавать художественные произведения. Это не просто фотографии, а рентгеновские снимки, обработанные соответствующим образом. Мир на них необычен – зыбок, призрачен, лишен объема. Собственно, это "внутренность" мира и привычных для нас вещей.
— Выставка, конечно, своеобразна. Она выделяется из того ряда экспозиций, которые у нас до этого были, - говорит куратор галереи Ольга КАРЛОВА. – Я всегда стараюсь привозить такие выставки, которых нигде больше в городе не увидеть. Но, тем не менее, то, что представлено сегодня, это совершенно другая направленность – более научная, более техническая.
В работах Чанга ТЭ-САБА в основном фигурируют люди и растения. Но иногда он выкладывает коллажи из зернышек кофе, мелких раковин. Разумеется, все это проходит через съемку рентгеновским аппаратом и обработку в "фотошопе". Прозрачность, которую дарит предметам и человеческому телу рентгеновский луч, создает незабываемый эффект. Местами это красиво, местами жутко, местами смешно. Например, скелеты, обменивающиеся свадебными кольцами ("Ты и я"), фотографирующиеся в INSTAGRAM ("Дружба навсегда"), играющие на музыкальных инструментах, выглядят забавно. А вот пьющие вино (причем, виден весь его путь в желудке) – немного жутко. Что касается цветов, тут все просто. Их фосфоресцирующие головки прекрасны.
— Восточные люди относятся к цветку как к некоему священному символу, — поясняет Ольга КАРЛОВА.– Это целый ритуал, священнодействие, то, что позволяет погружаться в многочасовую созерцательность. И у Чанга ТЭ-САБА это отношение просматривается очень хорошо. Нам, конечно, не все понятно: почему этот цветок, почему именно так, почему эта лилия одинока, а вон там их целый хоровод? Но главное, что художник удивительным образом умеет показать внутреннюю красоту цветка и те линии, созданные природой, которые невидимы для обычного глаза. Все это, естественно, достойно восхищения.
Выставка художественных рентгеновских снимков напоминает выставку наноарта омского ученого Петра ГРИНБЕРГА, прошедшую в "Робе" осенью. С той лишь разницей, что наш земляк пытался найти привычные образы в абстрактных цветовых пятнах, получающихся в результате обработки нанопленки. А его корейский коллега переводит в ассоциативную плоскость достаточно реальные вещи: "танцующие" цветы ("Вечеринка"), ядра грецкого ореха, похожие на полушария мозга ("Колыбель мудрости").
— Я очарован тем, что увидел, - поделился впечатлением Петр Борисович. – Европейское направление – это больше абстракция, а здесь наблюдается восточный подход, когда выписана каждая линия. Но мы стремимся к одному и тому же – додумать, доработать, придать новый смысл рутинным вещам. Все это так называемое научное искусство, когда человек забывает, что он ученый и становится художником, а наука присутствует в качестве небольшого довеска, она лишь подсказывает средства выражения.
И, конечно, стоит сказать о восточном терпении. На создание изображения человека у Чанга ТЭ-САБА уходит до ста часов. Оберегая свои "модели" от опасности облучения, он проводит съемку небольшими сеансами, делая серии детальных снимков, из которых монтирует полное изображение. А космический пейзаж выложен у него из тысячи кофейных зернышек и ракушек.
Выставка "Искусство видеть невидимое" будет работать до 30 августа.
Фото автора