На персональной выставке Татьяны БУГАЕНКО можно совершить путешествие не только по городам и странам.
В Омском доме художника открылась юбилейная персональная выставка живописца Татьяны БУГАЕНКО «Лабиринты». В экспозиции около 80 работ разных лет, от небольших, камерных (45×47 см) до масштабных (140×220 см).
Условно выставку можно разделить на блоки. Прекрасно зная зал (дочь известного скульптора Федора БУГАЕНКО, Татьяна в буквальном смысле выросла здесь), художница учитывает его «азимуты», располагая на северной стороне более сдержанные по колориту работы, на южной – напротив, «жаркие», наполненные теплыми, яркими красками. А рядом с фортепиано устраивает небольшой «музыкальный салон», где можно увидеть работы на тему рока и джаза.
Художник-колорист Татьяна БУГАЕНКО изображает не столько предметы, сколько впечатления от них, используя текучие, излучающие свет цветовые плоскости, уходя в образность (например, в работе «Черная дыра», где угадывается автомобильное колесо).
Композиции и пейзажи редко обретают реальные черты, чаще это мазки, кубики-квадраты, цветовые пятна. Иногда работа решается практически одним цветом, его оттенками: золотые «Острова», синие «Сумерки. Африка», голубой «Туман над водой».
Здесь очень много путешествий, в пейзажах мы видим Нью-Йорк, Париж, Италию, Сахару, Умбрию, хорватский Ровинь, средневековый Фрибург, города России.
– Где бы ни удалось побывать художнице, она находит свой колорит этого места, этого края, особое состояние в природе или городском пейзаже, – говорит искусствовед, завкафедрой «Дизайн» ОмГТУ Алла ГУМЕНЮК. – Творчество Татьяны Федоровны – это модернизм в лучшем своем проявлении. Иногда модернисты работают исключительно над формой, над композицией, над светом и цветом. Татьяна Федоровна прикасается кистью к своей душе, к своему сердцу, и это мы ощущаем в ее работах, лирических, нежных. Впрочем, у нее есть не только нежная, энгровская линия, встречается и жесткая, конструктивная, как, например, в работе «Прогулка под Эйфелевой башней». То есть она так по-разному видит и свои ощущения передает в полотнах.
Много лет Татьяна БУГАЕНКО преподает на кафедре «Дизайн» ОмГТУ, и среди ее учеников попадаются самые неожиданные.
– Мы с Татьяной познакомились давно, я тогда был профессором в Москве, читал какую-то лекцию, а она сидела в зале, – рассказал один из гостей выставки Андрей ШИЛОВ. – Потом она подошла, показала свои работы и разом сбила с меня всю столичную спесь. Мы теперь приехали с женой у Татьяны учиться. Часто про художника говорят: легкость. Но эта легкость дорогого стоит, это признак самого высокого мастерства.
Отбирая для своей юбилейной выставки работы разных лет, Татьяна БУГАЕНКО хотела, по ее словам, не только выстроить творческую ретроспективу, но и показать техническую эволюцию живописи.
– Мне хотелось сделать такой небольшой исторический экскурс, – говорит она. – Потому что материалы, которые мы использовали раньше, сильно отличаются от современных. К счастью, химическая промышленость не стоит на месте. И вот, например, в работах 1990-х годов цветовая гамма другая, в ней нет чисто фиолетовых тонов. Это был большой дефицит тогда, фиолетовую краску невозможно было купить, приходилось намешивать ее из красных и синих, а они давали реакцию не всегда предсказуемую. Там у меня есть обнаженная модель, которая лежит на белом фоне. Раньше она была на фиолетовом. Вот это результат химических процессов, которые, к сожалению, от нас не зависят. Зато сейчас есть материалы, позволяющие художнику хулиганить. Стоит прокатиться нежно-розовым по белому, и он будет мерцать. Но никогда не пропадет! То же самое с холстами. Когда они тоненькие или грубые, это сразу видно, потому что это диктует технику исполнения.
О том, почему выставка называется «Лабиринты», ее автор говорит следующее:
– Вся наша жизнь лабиринт, а у художника – особенно. Заглянул за поворот, а там уже новая дорога, новые работы и какой-то новый оттенок, новая палитра.
Зрителя, погрузившегося в созерцание полотен художника, после очередного поворота так же ждут новые открытия и впечатления. И в этом лабиринте нет тупиков.
Выставка будет работать до 31 мая.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА, Омский дом художника