Накануне Первомая в Омском музыкальном театре состоялась премьера балета «Щелкунчик».
Балет Петра Ильича Чайковского на сюжет сказки Гофмана любим всеми поколениями зрителей. В Омском государственном музыкальном театре это уже второе обращение к волшебной истории: впервые балет был поставлен в 1990 году и просуществовал в репертуаре более 30 лет.
«Щелкунчик» – история рождественская, она была и остается символом Рождества и Нового года. Тем удивительнее увидеть премьеру в середине весны. Но, как говорят балетмейстер-постановщик Надежда КАЛИНИНА и художник-постановщик Сергей НОВИКОВ, спектакль будет дорабатываться, появятся еще какие-то декорации, костюмы, хореографические дополнения. Это, так сказать, спектакль «на вырост», и во всем блеске он предстанет как раз к Новому году. Но уже сейчас видны и его размах, и его слабые места.
Нынешний «Щелкунчик» – классический спектакль с авторскими дополнениями. Например, в совершенно новой редакции идет сцена боя, Надежда КАЛИНИНА активно поработала и над некоторыми танцам второго акта, а поставить Русский танец доверила солисту балета Александру ШЕВЕРОВУ. Кстати, он же великолепно играет волшебника Дроссельмейера, и эта партия тоже расширена.
Определение жанра – балет-феерия – как бы сразу отсекает ожидание четкого сюжета и настраивает на калейдоскоп ярких номеров. Действительно, драматургия присутствует лишь в первом действии, второе – это один большой дивертисмент. В сказочном городе Конфитюрбурге, куда силою волшебства переносятся Маша и Принц (бывший Щелкунчик), перед ними танцуют его обитатели. Восточный танец, Русский танец, Танец вафельных трубочек, знаменитый вальс (Вальс цветов)… Наконец, па-де-де исполняют Принц и Маша, и – всё. Больше ничего не происходит. Спектакль практически заканчивается ничем.
Взяв за основу хореографическую версию советского балетмейстера Василия Вайнонена, более реалистичную в отличие от Петипа, Надежда КАЛИНИНА все же изменила финал, в котором влюбленные неизбежно должны расстаться. А ведь об этом говорит даже музыка, когда среди торжества гармонии вдруг начинают звучать тревожные, трагические ноты. Маша проснется, и не будет сказочного города, не будет Принца, а только сломанная зловредным братом игрушка Щелкунчик в ее руках. Сейчас в спектакле пробуждения нет, но и нет (совершенно естественно) продолжения истории. Невнятное многоточие превращается в большой знак вопроса.
Вообще исполнителям главных партий (на премьере зрители увидели Андрея МАТВИЕНКО и Нину МАЛЯРЕНКО, а будут еще Александр ГАБЫШЕВ, Анатолий МАРЧЕНКО и Екатерина ЖИГАЛОВА) не остается ничего другого, как только демонстрировать свое хореографическое мастерство. Андрей МАТВИЕНКО совершенно потерялся в «карамельном» образе Принца-Щелкунчика, роль выглядит такой же обуженной и тесной, как и его костюм. Мы привыкли видеть богатые драматические нюансы в исполнении им партий Клода Фролло («Эсмеральда»), Зигфрида («Лебединое озеро»), Врубеля и Бухгольца в одноименных балетах. Здесь же абсолютно не за что зацепиться: никакого конфликта, никакой борьбы, ни внутренней, ни внешней, кроме минутной схватки с мышиным войском. Нет даже столкновения между сном и явью.
Что касается оформления, оно, конечно, роскошно. Более ста эффектных костюмов, наряженная елка, достающая до колосников, панорама Дворцовой площади. Причем, все это сделано где-то за месяц! По оформлению спектакль словно рассчитан на иностранную публику: кокошники, гигантские яйца Фаберже, имперская роскошь «а ля рюс». Подобным образом спектакли популярно ставить в Санкт-Петербурге – там это как матрешки на Невском. КАЛИНИНА признается, что делала гастрольный вариант. Может быть, когда-то омская постановка и доберется до Европы, но есть опасения, что нескоро. Пока же остается ждать, как вырастет она за полгода на местной сцене.
Фото © Александр БАРАНОВСКИЙ (Омский государственный музыкальный театр)