Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Виктор ЛАПУХИН, директор Омского академического театра драмы:

24 ноября 2001 14:48
0
2278

Когда несколько лет назад наш драмтеатр получил сразу четыре «Золотые маски», о провинциальном театре, утеревшем нос своим куда более именитым московским коллегам, заговорила вся страна. А для омичей Омская драма всегда была предметом любви и гордости, чему лучшее свидетельство — регулярные аншлаги в театре. Однако в этом году в драмтеатре разгорелся конфликт между директором Борисом МЕЗДРИЧЕМ и главным режиссером Владимиром ПЕТРОВЫМ, в результате театр покинули они оба, плюс несколько ведущих актеров. Нового главного режиссера в театре нет до сих пор, а вот с новым директором Виктором ЛАПУХИНЫМ, приглашенным из Петропавловска, встретился корреспондент «КВ» и расспросил, прижился ли он в коллективе и какие у него планы.

— Виктор Прокопьевич, как вы считаете, что послужило причиной того, что именно вас пригласили возглавить Омский драмтеатр?

— Многие годы я поддерживал тесную связь с руководителями и работниками культуры Омского региона. Мне в свое время предлагали возглавить Омский ТЮЗ, и другие омские учреждения культуры. Когда-то мне удалось добиться определенных успехов, возглавляя Северо-Казахстанский русский драматический театр, — это были лучшие годы в моей жизни. В период моего директорства меня наградили орденом «Знак Почета», а в то время просто так работников культуры не награждали.

Больше 14 лет я руководил культурой Северо-Казахстанской области, с Омской областью у нас был договор о творческом сотрудничестве. Омские театры и художественные коллективы регулярно приезжали выступать в Петропавловск, а казахские — в Омск. Культурные контакты были налажены неплохо. Я никогда не считал себя просто чиновником от искусства, скорее, менеджером, умеющим создавать хорошие экономические условия для творчества. Человек не может знать и уметь. Все на свете, вот я знаю, как организовать творческий процесс в драматическом театре, — это мое. Думаю, мои профессиональные качества были известны руководителям Омской области и культуры, поэтому предложение возглавить Омский драмтеатр именно мне не было спонтанным.

Само предложение исходило от губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА, я заключил контракт с областным комитетом по культуре и искусству. Мне поступали предложения переехать в Центральную Россию, звали в Молдавию, где у меня много родни, но мне хотелось перебраться в Омск, который считаю, является центром культуры Сибири. Если не сейчас, то рано или поздно все равно переехал бы сюда. Надеюсь, в работе мне не отказали бы. Мой сын окончил ОмГУ, давно живет здесь, у жены много родни в Омске, да и мне адаптацию пришлось проходить только в самом коллективе театра, а омские руководители культуры меня хорошо знали и раньше.

— Вы не первый омский руководитель, приехавший к нам из Казахстана. Директор омского Водоканала Геннадий ЛЕОНОВ, глава Советского округа Александр ГРИГОРЬЕВ и многие тысячи людей, как руководителей, так и рядовых граждан, за последние годы перебрались в Омск из ставшего негостеприимным Казахстана. Почему русские уезжают оттуда, на ваш взгляд?

— Могу назвать себя «последним из могикан» — яоставался последним русским на посту начальника областного управления культуры среди всех регионов Казахстана. В последнее время делал все, чтобы развитие русской, славянской культуры на Северо-Казахстанской земле не затормозилось. В Петропавловске часто выступали не только омские, но и известнейшие театры и эстрадные коллективы всей России. Хотелось, чтобы те, кто остался в Северном Казахстане, не развивались в мононациональной культуре, но, думаю, с моим уходом все изменится.

Не хочу бросать камни в огород, в котором прожил большую часть жизни и состоялся, не могу сказать ничегоплохого про казахское руководство, просто это другое государство, вкотором есть титульная нация. Поэтому русским нужно либо смириться с этим, либо уйти вовремя и достойно. В Северном Казахстане усиливается нехорошая тенденция, когда должности областного уровня занимают выходцыс юга. Не секрет, что между казахскими джусами есть определенное противостояние, поэтому президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ проводит ротацию кадров по горизонтали.

Русский язык повсюду вытесняется казахским, даже в системе энергетикипереходят на казахский, хотя почти все термины — русские. Все это, конечно, накладывает негативный отпечаток на русскоязычное население Казахстана. Открытого притеснения русских, как, к примеру, в Прибалтике, там пока нет, но я далеко не последний русский, переехавший сюда из Казахстана.

— Как складывается ваш «роман» с Омским драмтеатром?

— Не хочу казаться самоуверенным, но мне кажется, я органично влился в большой коллектив, который прекрасно зарекомендовал себя в творческой работе за многие годы. Все здесь держалось и держитсяна актерах, профессиональный дух живет в каждом уголке театра. Омский драмтеатр — уникальный коллектив, настоящая семья, в которой присутствуют не сценическая любовь к друг другу, не искусственное уважение к партнеру и человеку. Все это заложенопрежним поколением артистов, эту ауру разрушать нельзя — это самое ценное, что здесь есть. Отсюда и хорошие спектакли.

А вот что меня удручает, так это уровень зарплаты артистов театра. Молодые актеры получают 700-750 рублей в месяц, у половины труппы зарплата не превышает 1 500 рублей. Маститые заслуженные и народные артисты зарабатывают от двух с половиной до пяти тысяч рублей — тоже невеликие деньги. Зарплата в театре существенно ниже средней зарплаты в промышленности,и даже декабрьское повышение оплаты трудабюджетниковэту диспропорцию не устранит. Сейчас разрабатывается несколько альтернативных вариантов повышения зарплаты артистам театра, чтобы как-то стимулировать их нелегкий труд.

— Как вам работается без главного режиссера?

— Сейчас работой над спектаклями приходится заниматься мне и художественному совету театра, но поиски нового главрежа ведутся интенсивно. Новые постановки готовятся иногородними режиссерами. Так, главный режиссер новосибирского театра «Красный факел» Олег РЫБКИН ставит у нас спектакль «Село Степанчиково и его обитатели», премьра состояится25 декабря. Он уже поставил у нас «Приглашение на казнь». Пьеса номинируется на театральную премию «Золотая маска».

Художественный руководитель Воронежского камерного театра Михаил БЫЧКОВ, который, на мой взгляд, входит в пятерку лучших театральных режиссеров России, ставит у нас «Таланты и поклонники». А московский режиссер Сергей СТЕБЛЮК приступил к постановке малоизвестной пьесы Теннеси УИЛЬЯМСА «Предупреждение малым кораблям», которая почти не ставилась в нашей стране.

Текущий театральный сезон творчески уже сформирован, зрительские ожидания не будутобмануты — так хочет коллектив, а моя задача не подвести труппу и обеспечить материальную часть. Приятные неожиданности корректируют театральную жизнь: актриса Илона БРОДСКАЯ, занятая в ведущих ролях в нескольких спектаклях, уходит в декретный отпуск, приходится в спешном порядке готовить ей замены.

— Здание драмтеатра вроде бы начали ремонтировать. Хватает ли средств на ремонтные работы, и вообще, кто финансирует деятельность театра?

— Цена билетов на наши спектакли колеблется от 40 до 100 рублей, но даже постоянные аншлаги не позволяют бы сводить концы с концами. Театр живет в основном за счет государства — из областного бюджета в этом году выделено около 20 млн. рублей. Конечно, помогают и спонсоры. Но на фоне бюджетного финансирования даже 500 тысяч рублей от нашего генерального спонсора Альфа-банка погоды не делают. Среди наших спонсоров — «Оша», которая оплачивает расходы театра на автобусы, недавно заключили договор с базой снабжения «Карбышевская».

Ремонт для театра — насущная необходимость. Здание лопнуло в шести местах, два года назад в фундамент закачали бетон, чтобы приостановить разрушение, теперь нужно капитально заделать трещины. Кровля — как решето, инженерные коммуникации не меняли 15 лет, так что работы непочатый край. В этом году в областном бюджете на ремонт драмтеатра заложено 10 млн. рублей, три из них уже выделено. Ремонтные работы выполняет Омскстройподряд, недавно начали ремонтировать камерную сцену.

Ремонт и реставрацию здания театра планируется провести в полном объеме в течение трех лет.На будущий год нам пока обещают выделить на эти цели 40 млн. рублей, ну а сколько будет на самом деле, зависит от доброй воли губернатора и областных законодателей.
Слава богу, нам более-менее аккуратно выделяют деньги на оплату коммунальных услуг. С энергетиками у нас вообще нет проблем, а вот стоило нам просрочить уплату 14 тысяч рублей за водоснабжениеи канализацию, как из Водоканала сразу же пришли отключать театр — едва отбились.

— А какие увлечения у директора драмтеатра, помимо самого театра?

— Так уж получилось, что по жизни у меня не было особых увлечений — прежде всего увлекала сама работа. Впрочем, люблю живопись, хотя сам совершенно не пристрастен к кисти. У меня небольшая коллекция работ театральных художников --эскизы к спектаклям, наброски декораций. По долгу службы многие годы приходилось быть в курсе всей современной литературы, в результате собрал неплохую библиотеку. Предпочитаю исторические произведения, не упускаю драматургию.

Когда позволяет время, люблю съездить на охоту. Причем не только для того чтобы побродить на зорьке с ружьем, но и сделать хороший выстрел, добыть зверя или птицу. А вообще стараюсь больше времени уделять семье, дети хоть и выросли, все равно внимания требуют, ну а внук — тем более.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «То ли банковская почта, то ли почтовый банк»

Аня, проба пера и старинные тени

13 декабря 22:30
0
549

Просто наступила зима

13 декабря 15:03
1
1028

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.