В конце апреля ЗАО «Продторг» (владелец омской франшизы «Пятерочки») передало все полномочия по управлению сетью из 16 магазинов управляющей компании. Корреспондент «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил генерального директора ООО «Партнер-ритейл» о причинах изменений в структуре управления омской сети «Пятерочка» и о планах управляющей компании по дальнейшему развитию сети.
— Сергей Михайлович, вы раньше не работали в ритейле. Почему согласились возглавить управляющую компанию?
— Я действительно никогда не занимался розницей. Но много занимался финансами. Кроме того, мне очень понравилась сама идея создания управляющей компании для розницы. В принципе, в моем понимании, управление розницей — это тоже в первую очередь управление финансами.
— С чего начинали?
— В начале марта мы получили в управление все бизнесы, которые находятся в «Сити-Центре». Там есть и ресторанный комплекс, и крупный магазин, и производство, и фитнес-центр, и бильярд, и недвижимость, которая сдается в аренду. Получается, что в одном комплексе сосредоточены все сферы розницы: торговля, общественное питание, услуги. Поэтому с него мы и начали. И первое, что сделали, стали создавать бизнес-планы, выстраивать систему бюджетирования и контроля за исполнением бизнес-планов. И по опыту «Сити-Центра» уже могу сказать, что у нас получилось. Бюджеты разрабатываются, контроль ведется, потери удается снижать. Вообще идея управляющей компании в структуре ассоциации «Партнер-Омск» возникла достаточно давно. Система управления бизнесом, когда управляет собственник, сегодня уже не столь эффективна. Текущие проблемы не дают ему реализовать свое главное конкурентное преимущество — умение создавать новые бизнесы.
— Что уже сделано в первый месяц управления «Пятерочкой»?
— Нашим первым шагом по «Пятерочке» стало создание службы маркетинга. Дело в том, что идеология, заложенная питерцами в «Пятерочку», не предусматривала маркетинга в принципе. Создатели сети изначально закладывали идею о том, что продавцы будут активны, а покупатели лояльны. И все вопросы продвижения продукции, выявления спроса и так далее должны решаться путем диалога продавца и покупателя. Это нормально. Это западный подход. Но если в Санкт-Петербурге или в Москве еще можно представить активных продавцов, то в Омске совершенно другой менталитет. Ну и систему бюджетирования «Пятерочки» мы тоже начали менять. Прежняя система — большая и развернутая, но она предназначена для анализа работы сети в целом по стране. Поэтому мы стали расширять на «Пятерочку» ту систему бюджетирования, которую уже опробовали на «Сити-Центре».
— Почему сменили управляющего сетью?
— Мы поставили на управление сетью профессионального торгового работника — Любовь ВЕГЕРУ. Это, кстати, тоже сознательное отклонение от концепции «Пятерочки», в которой прописано, что привлечение управленцев с опытом работы в торговле — это плохо. Но почему это плохо? На мой взгляд, не нужно бросаться в крайности. Можно рассуждать как угодно, но покупатель приходит в магазин, а не в центр по подготовке персонала для розничной торговли.
— Но, насколько я понимаю, вы ограничены условиями договора концессии...
— Ограничены. Но к тем изменениям, которые мы сегодня предлагаем, питерцы относятся вполне лояльно. Они согласились, чтобы мы попробовали. И даже говорят, что если у нас получится, то они наш опыт начнут внедрять и в других регионах. Они не против подобных экспериментов.
— Формат магазинов не будете корректировать?
— В принципе такой вопрос сегодня обсуждается. «Пяточка» — это, как известно, магазины экономического класса, которые должны были заместить мелкооптовые рынки. То есть они рассчитаны на покупателя с высочайшей чувствительностью к цене. На такого покупателя, которому не так важна выкладка товара, как его низкая цена. И когда мы проанализировали ситуацию, поняли, что полностью рынок мы в Омске не заместим. Рынки сформировались в нелегкое время и заняли свою нишу в тяжелой конкурентной борьбе. И когда мы стали со службой маркетинга уточнять свое позиционирование, то получилось, что наше место — в том промежутке, который находится между рынком и супермаркетом. Конечно, и в этой нише у нас есть прямые конкуренты. Магазины сети «Десятка», например. Но 12 магазинов «Десятки» и 16 магазинов «Пятерочки» — это, согласитесь, не много для миллионного города.
— Часто приходилось слышать, что в этом году у омской «Пятерочки» будет 30 магазинов. Но прошло почти полгода, а магазинов по-прежнему 16...
— В общем-то, мы управляем сетью только месяц. Но собираемся открывать новые магазины уже с июня. И дальше планируем открывать их каждый месяц. Сколько магазинов будет в сети — сегодня сказать не могу, поскольку хочу иметь некоторое конкурентное преимущество. Но бизнес-план у нас есть, и он достаточно тщательно проработан. С этим бизнес-планом согласились и банкиры. А тридцать магазинов — это типовой бизнес-план, с которым «Пятерочка» заходит в каждый российский город-миллионник. Это наша ближайшая перспектива. Уверен, в таком минимальном формате «Пятерочка» будет существовать в Омске недолго. Тем более что у нас есть сегодня и конкурентное преимущество — собственное производство в «Сити-Центре».
— Что производится в «Сити-Цетре»?
— Салаты, кондитерские изделия и так далее. Салаты мы уже начали выставлять в двух магазинах «Пятерочки». Безусловно, весь ассортимент будет представлен во всех магазинах сети. И это плюс и магазинам, и производству, поскольку производство тоже будет прирастать в объемах.
— И все же, сегодня «Пятерочка» убыточна или прибыльна?
— В целом сеть работает прибыльно. Разные магазины, конечно, генерируют разную прибыль. Есть очень хорошие магазины, есть умеренно хорошие. Но убыточных нет. Хотя по технологии вхождения в город точку безубыточности сеть должна была пройти только после двадцатого магазина. Но мы считаем, что планово-убыточного магазина быть не должно в принципе. Какой смысл иметь бизнес, который не приносит прибыли? Какая часть этой прибыли направляется на погашение долгов, на реинвестиции, на внутреннее потребление — это вопрос второй. Но каждый магазин сети должен работать с максимальной прибылью. Так, как он существовал бы один. А сетевой эффект — это еще один плюс.
— В чем именно плюс — в логистике?
— И в логистике тоже. Правда, с логистикой сегодня в Омске проблема. В этом я согласен с оценками руководителей других омских сетей. Хотя в «Пятерочке» сразу был создан логистический склад, но эффективность этого склада все же не очень высокая. И мы его пока не включили в оборот. Тем не менее, как только решим самые важные и неотложные дела, так сразу начнем заниматься логистикой. Может, и еще на кого-то поработаем, объединимся с кем-то...
— С кем объединитесь?
— Пока не знаю. Надо смотреть, думать. У сетей есть одна хорошая особенность. Они изначально тянутся друг к другу, тяготеют к объединению на всех уровнях. И через управляющие компании, и через объединение собственников, и через слияния и поглощения, как дружественные, так и недружественные. И объединение «Пятерочки» с «Перекрестком» тоже показательный пример. Да и законодательство антимонопольное в России лояльное в этом смысле.
— Если я правильно понимаю, компания «Партнер-ритейл» была создана не только для управления «Пятерочкой» и Сити-Центром...
— Как управляющая компания мы открыты. И если кто-то из собственников пожелает отдать нам в управление свою розницу — мы готовы хоть сейчас вести переговоры по этому вопросу. То есть мы не ограничиваемся бизнесами, которые тяготеют к ассоциации «Партнер-Омск». У нас еще есть в пассиве такое направление, как управление недвижимостью. Пока мы ограничиваемся управлением комплексом «Сити-Центра», но в перспективе «Партнер-ритейл» вполне может стать активным участником и этого рынка.
— А с другими федеральными сетями еще не было переговоров? Например, с «Перекрестком», который недавно объединился с «Пятерочкой»?
— Пока таких переговоров не было. Мы финансисты, поэтому очень осторожны. Мы привыкли взвешивать и просчитывать каждый свой шаг. Да и в Москве процесс слияния с «Перекрестком» еще не завершился. Но, судя по первому опыту, мы не видим каких-то больших препятствий для расширения своей деятельности. И питерцы, с которыми мы сегодня работаем очень плотно, тоже не исключают появления в Омском регионе супермаркетов «Перекресток». Не завтра, конечно, но в обозримом будущем.
— На недавней конференции по розничной торговле, которая проходила в Омске, москвичи очень скептически оценили уровень развития омского ритейла. А вы как считаете?
— Я считаю, что они не правы. Москвичи, как всегда, Россию не видят. Они считают хорошим только то, что делается в Москве. Но если рассуждать шире, то с точки зрения Нью-Йорка в Москве тоже все неправильно делается. На мой взгляд, как участника этого рынка, в Омске работают очень хорошие профессионалы. И могу предположить, что тот самый московский опыт в Омске может попросту не пойти. Есть технологии, которые хороши в теории, но на практике они почему-то не работают. А местные участники рынка развивались исходя из условий и особенностей нашего рынка. Так что, на мой взгляд, в Омске сложилась очень неплохая ситуация в торговле. И не только в ритейле. Вообще в розничной торговле. Магазинов много. Они близки к покупателю. Работают в достаточно удобном режиме, и ассортимент их достаточно широк. И не москвичи нам будут помогать. Мы сами будем развиваться.
Биография
Сергей ТОЛКАЧЕВ
Сергей Михайлович родился 1 декабря 1953 года в Омске. После окончания школы поступил в Омский государственный политехнический институт (ОмПИ), который окончил в 1976 году инженером-механиком по специальности «Криогенная техника». С 1976 года по 1988-й работал старшим инженером в НПО «Микрокриогентехника» и старшим научным сотрудником научно-исследовательского сектора омской научно-исследовательской лаборатории ОмПИ. В 1988 году уехал в Свердловск, где поступил в аспирантуру Уральского государственного университета. Во время учебы был научным сотрудником научно-исследовательского центра этого университета. В 1992 году вернулся в Омск. Был принят на работу в НПО «Сибкриотехника» старшим научным сотрудником.
С 1994-го по 1997 год — начальник отдела, первый заместитель управляющего Кировским отделением Сбербанка РФ. В 1997 году окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт (Омский филиал) по специальности «Экономика». В этом же году был назначен начальником отдела экономики территорий экономического комитета администрации Омской области, а затем начальником отдела финансовой и бюджетной политики и имущественных отношений.
С августа 2001-го по март 2005 года — директор департамента финансов и экономики администрации города Омска. С апреля 2006 года — генеральный директор ООО «Партнер-ритейл».
Кандидат физико-математических наук.
Женат, есть сын и дочь.