Многое, о чем вспоминает ГРАНИН, поставит юного читателя в тупик. Коли таковой появится.
Даниил ГРАНИН
Причуды моей памяти
М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. — 441 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Новую книгу Даниила ГРАНИНА нельзя отнести к какому-либо литературному жанру, в ней он отступил от своей привычной стилистики, — отмечают издатели. — Книга-размышление написана в форме кратких заметок, охватывающих промежуток времени от конца 30-х до наших дней». Не замахиваясь, конечно, на тридцатые, читатель, помнящий годы семидесятые-восьмидесятые, надо полагать, отнесется с интересом и узнаванием к той мозаике советской и даже российской жизни, которую иронически и с точными приметами времени составил автор легкой рукой.
В свое время ГРАНИН накрепко врезался в мозги читателю своей «Блокадной книгой», написанной совместно с Алесем Адамовичем. Здесь — в «Причудах моей памяти» — он рассказывает, например, о попытке экранизировать «Блокадную книгу», причем в основу должен был лечь приведенный в ней почти полностью дневник школьника Юры Рябинкина. Было это в самом начале 1990-х годов, Адамовича к тому времени уже не было на свете, и ГРАНИН взялся писать сценарий вместе с режиссером Иосифом Хейфицем.
Заявку на фильм московское начальство приняло, но питерский обком был настроен против «Блокадной книги». Так что замыслу не суждено было осуществиться. Как записал тогда Иосиф Хейфиц, «вчера ленинградский руководитель Романов окончательно распорядился судьбой «Дневника». «В книге Гранина и Адамовича, — изрек он, — нет широкой панорамы блокады, а взяты отдельные частные случаи. Цель страданий не ясна, а само страдание... зачем его показывать». Боже мой! Какие Митрофанушки, отрицающие все выходящее из ряда банальностей и общих мест... Одно успокоение: история, время накажут их, да жалко, я уже этого не увижу, не обрадуюсь этому». Взамен задуманного Граниным и Хейфицем фильма была поставлена эпопея по роману Александра Чаковского «Блокада».