Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Владимир ОСЬМАК, главный судебный пристав Омской области: «В Омской области сегодня долгов по зарплате более 100 млн рублей»

27 октября 2010 14:17
0
2152

1 ноября исполнится 145 лет со дня образования института судебных приставов в России. Накануне юбилея корреспондент «КВ» Олеся КУЗНЕЦОВА встретилась с руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Владимиром ОСЬМАКОМ.

— Владимир Иванович, что можете сказать об уровне ответственности омских должников перед законом, как вы с ними работаете?
— Здесь нельзя говорить однозначно. Все понимают, что в существующей непростой экономической ситуации многие стали должниками не по своей воле. Они не могут решить свои финансовые проблемы в силу объективных причин. Уговаривать платить таких людей не надо, они и сами все понимают. Мы можем им помочь, например содействовать в трудоустройстве, хотя это и выходит за рамки исполнительного производства. Другое дело, когда люди вполне осознанно уклоняются от исполнения судебных решений, в том числе не считая зазорной жизнь в долг. В этом случае мы занимаем однозначную позицию: не выполнил решение суда, тогда не удивляйся тому, что твое имущество изъяли в счет погашения долга. По сути служба судебных приставов выполняет правозащитную функцию. Посмотрите, большая часть судебных решений, которые приходят к нам на исполнение, вынесены в интересах граждан или юридических лиц. Мы помогаем им добиться правосудия.

— Но ведь вы исполняете и решения уполномоченных органов...
— Да, налоговой службы, милиции, таможни... Существует более 60 федеральных органов исполнительной власти, которые имеют право выносить соответствующие административные решения. И здесь есть своя специфика: взыскать штраф ГИБДД — это одно, а приостановить деятельность пожароопасного объекта — совсем другое. В этом году по решению суда мы приостанавливали деятельность и домов культуры, и кафе, и цеха по производству полуфабрикатов в связи с недавней вспышкой сибирской язвы. Все это делается для безопасности людей, и было бы странно воспринимать это негативно.

— Давайте вернемся к штрафам. Поступление таких документов продолжает расти. Как с этим бороться? Опять проводить акции совместно с ГИБДД?
— Почему бы нет, тем более что они уже доказали свою эффективность. Помимо этого, совсем недавно была внедрена новая система электронного документооборота. Теперь судебные приставы и инспекторы ГИБДД могут оперативно обмениваться информацией. Это позволит избежать ошибок. Зайдя в программу, судебный пристав увидит, был платеж от оштрафованного или нет, ему не придется делать лишней работы и понапрасну беспокоить граждан.

— Когда можно будет узнавать о своих долгах через Интернет?
— Да, действительно, мы разрабатываем проект, по которому жителям Прииртышья будут присвоены идентификационные номера. Введя такой номер, на сайте Управления можно будет узнать о задолженности, в связи с которой возбуждено исполнительное производство. Это позволит оперативно получать информацию о наличии долгов, наложенных ограничениях. Ключевой момент в этом вопросе — обеспечение безопасности, ведь эта конфиденциальная информация не подлежит разглашению. На нашем сайте уже есть реестр должников-организаций и индивидуальных предпринимателей, и мы надеемся, что в ближайшее время появится аналогичный сервис и по физлицам.

— Много споров вызывает желание службы получать персональные данные, имеющиеся в распоряжении операторов мобильной связи...
— Мне кажется, проблема несколько надуманна. Мобильный телефон прежде всего является средством связи с должником. Узнав номер и позвонив, судебный пристав может сообщить ему о возбуждении исполнительного производства. Законом такая форма уведомления предусмотрена, и она удобна как для должника, так и для судебного пристава. По статистике ФССП, после уведомления по мобильному телефону 30 процентов должников сразу оплачивают долг. Что касается списания средств с мобильных телефонов... Судебный пристав имеет право получить сведения о средствах на банковском счете должника, и было бы странно, если защищенность мобильного телефона оказалась выше, чем тайна банковского вклада. И потом нужно понимать, что эта мера коснется не всех, а только злостных неплательщиков. Это достаточно сложная процедура, поскольку средства со счета мобильного телефона нельзя списать автоматически как с банковского счета. По закону это средства должника, находящиеся во владении третьего лица, а значит, они могут быть списаны только по решению суда.

— Злостных неплательщиков вы уже сейчас ограничиваете в праве выезда за пределы страны
— На сегодняшний день это один из наиболее действенных рычагов воздействия на должников. Но он эффективен лишь в отношении определенной категории граждан — тех людей, которые в силу своей деятельности и материального достатка выезжают за пределы Российской Федерации. За 8 месяцев 2010 года было вынесено более трех тысяч постановлений об ограничении права выезда, что в 3 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате было взыскано 30 миллионов рублей, в том числе 7 миллионов по кредиторским задолженностям и 3 миллиона рублей – по алиментным обязательствам. Причем многие не знают, что у взыскателя есть право обращаться в суд за санкцией на ограничение права выезда и по несудебным исполнительным производствам.

— Давайте коснемся такого серьезного вопроса, как взыскание задолженностей в бюджетную систему. Насколько я знаю, долги по налогам исчисляются сотнями миллионов
— Если говорить о конкретных результатах, то за первое полугодие 2010 года в процессе принудительного исполнения было окончено почти 18 тысяч производств о взыскании налоговых платежей и санкций на общую сумму свыше 970,5 млн рублей. Наиболее крупным должником региона по налоговым платежам остается ОАО «ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова» («Релеро»), остаток невзысканной суммы — 130 млн рублей. Судебные приставы продолжают работу с должником, долг погашается частями. В целом за этот период в бюджеты разных уровней мы перечислили около 640 млн рублей. При этом кроме налоговых платежей и административных штрафов взыскано 58,4 млн рублей задолженностей перед Пенсионным фондом РФ, 37,5 млн рублей исполнительского сбора, около 11 млн рублей госпошлины и 45,7 млн рублей иных задолженностей.

— Как обстоят дела с долгами по заработной плате?
— Ситуация непростая, как, думаю, и во многих регионах. В этом году количество исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате и общая сумма задолженности по ним увеличилась в среднем в 2 раза. Основной проблемой в этой области остается низкая платежеспособность должников, в подавляющем большинстве находящихся на грани банкротства. На момент возбуждения исполнительного производства зачастую оказывается, что многие предприятия уже прекратили свою хозяйственную деятельность и не находятся по месту регистрации. Вообще по отношению к должникам по заработной плате у нас жесткая политика, они привлекаются к административной и уголовной ответственности, соответствующая информация передается в правоохранительные органы. В результате за 6 месяцев 2010 года было взыскано порядка 150 млн рублей долгов по заработной плате, при этом эффективность взыскания возросла с 15 до 40 %.
Всего за 9 месяцев 2010 года в целом по Омской области у приставов на исполнении было 13 453 исполнительного производства на сумму 326 млн 254 тысячи рублей. Из них было окончено 9 371 производство на сумму 200 млн 401 тысячу рублей. На сегодняшний день неоконченных производств осталось 4 082 на сумму 109 млн 649 тысяч рублей.

— Омское Управление известно своими инициативами. Одна из них — рейды на Иртыше.
— Инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам останавливают лодку для проверки документов ее собственника, а судебные приставы проверяют его на наличие долгов. В случае выявления задолженности любители речных прогулок и рыбалки могут оплатить ее на месте. Мы можем говорить и о розыске имущества должников, причем дорогостоящего — лодок, моторов к ним... Сотрудничество с ГИМС будет продолжено, тем более что на сегодняшний день в Омской области зарегистрировано более 8000 маломерных судов, 90 % которых принадлежат частным лицам.

— Недавно омские судебные приставы наложили арест на породистую собаку. В Интернете, мне кажется, только ленивый не написал об этом, даже русская служба BBC.
— Остается только удивляться, почему этот случай вызвал такой общественный резонанс. Я уже говорил, что к каждому должнику мы стараемся найти индивидуальный подход. В этой ситуации у женщины не было иного имущества, кроме породистой собаки. Да, это животное для души, но по гражданскому законодательству это имущество, которое стоит 20 тысяч рублей, и мы можем его арестовать. В итоге собака осталась с хозяйкой, которая заняла деньги у соседей и оплатила долг. Давайте возьмем нравственный аспект. Представьте, что речь идет о должнике по алиментам, который разводит экзотических животных и ежемесячно тратит на их содержание большие деньги. А как же родные дети? В этом случае арест животных уже не будет так удивлять? А ведь разницы нет — человек должен выполнять свои обязательства независимо от того какой категории выплат они касаются.

— Как же судебным приставам на все хватает времени и сил?
— Работать действительно очень тяжело. В этом году нагрузка на судебных приставов-исполнителей возросла в 1,3 раза и достигла 273 исполнительных производств. Это в 12 раз превышает официальную норму и на 20 % среднероссийскую нагрузку. Впрочем по итогам работы за 6 месяцев 2010 года Управление заняло 43 место среди 85 территориальных органов ФССП России. По сравнению с первым полугодием 2009 года мы поднялись в рейтинге сразу на 20 мест. И все это, не побоюсь громких слов, благодаря самоотверженной работе судебных приставов. У нас сформировался коллектив, способный выполнять самые сложные задачи.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.