«Иногда мне кажется, что наша Вселенная – лишь эпиграф к другой».
Генри Лайон ОЛДИ
Ойкумена.
Большая серия русской фантастики
М., Эксмо, 2009 год. — 864 стр.
Тираж 5 000 экз.
Трилогию «Ойкумена» автор(ы) — Генри Лайон ОЛДИ (псевдоним Дмитрия ГРОМОВА и Олега ЛАДЫЖЕHСКОГО) обозначил(и) как «космическую симфонию». Дистанцируясь тем самым от привычного термина «космическая опера». Хотя внешние признаки этого романа-эпопеи практически те же, что и у пресловутой оперы: действие разворачивается на разных планетах, на звездолетах и в открытом космосе. Мир хорошо проработан, оригинален, сочен, ярок и ни у кого не списан. Главный герой — Лючано БОРГОТТА по прозвищу Тарталья, директор театра контактной имперсонации, профессионал-невропаст и чуть ли не к каждой галактической бочке затычка. Профессия его более известна как «кукольник». Так и называется первый роман трилогии. Второй – «Куколка», третий – «Кукольных дел мастер». Кукольника или целый театр заказывают сами потенциальные «куклы», если последним необходимо, скажем, выступить с талантливой речью перед большой аудиторией, или прекрасно станцевать с партнершей вальс или танго, или продемонстрировать отменные манеры. Кукольник в какой-то степени берет клиента под контроль и помогает (внушает) ему сделать все это. Иногда случаются проколы. Один из которых привел Лючано на три года в рабы к помпилианцу. Воинственные помпилианцы – вроде древних римлян. Другие расы Галактики тоже имеют прототипы в истории нашей планеты — гематры, брамайны, вехдены, вудуны. Есть даже планета, где жизнь развивается наподобие России начала девятнадцатого века с графами и крепостными. С другой стороны, авторы на протяжении повествования как бы подмигивают читателю отступлениями и контрапунктами, что все это авантюрное зрелище — кукольный театр. Чуть ли не у каждого персонажа есть марионетка, висящая на крючке в неком доме, где в прологе и эпилоге каждого из трех романов разговаривают, пьют тутовую водку и ждут Лючано с остальными героями.
Впрочем, еще Пьетро ФЕРРИНЬИ писал: «Никакой другой театр не мог бы лучше выразить критический и философский дух общества, как театр бураттини, действующий со всей преобладающей страстью данного момента, блистающий пародиями, сатирами, смелыми фарсами и намеками на текущие события».