Все рубрики
В Омске пятница, 5 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,9708    € 89,9011

Книжный клуб: Опоньское царство

30 мая 2012 11:12
0
2672

Золотой век, рожденный из головы и живота. 

Ханс ГЮНТЕР
По обе стороны утопии. Контексты творчества А. ПЛАТОНОВА
Серия «Научная библиотека»
М.: Новое литературное обозрение, 2012 год. — 216 стр.
Тираж 1500 экз.

Немецкий исследователь Ханс ГЮНТЕР изучает творчество Андрея ПЛАТОНОВА около 30 лет. Первая его публикация об этом писателе была опубликована на русском языке еще в 1991-м. А толчком к такому интересу послужил прочитанный когда-то «Чевенгур». Автора ошеломили параллели с событиями, происходившими в 1534-1535 годах в соседнем с ним вестфальском городе Мюнстер, когда тот находился во власти секты анабаптистов. Как в Мюнстере после провозглашения Нового Сиона безбожники были изгнаны, так и в Чевенгуре после ликвидации буржуазии пролетариат и прочие занимают опустевшие дома и съедают продовольственные запасы. В Мюнстере сжигают все книги, кроме Библии, и доверяют лишь авторитету религиозных вождей – в Чевенгуре слушаются представителей революционного авангарда, ссылающихся на сочинения Карла Маркса. В Мюнстере вводится своего рода полигамия, поскольку неимущие женщины выбирают себе покровителей – в Чевенгур приводят нищих женщин, несмотря на сектантский аскетизм. В конце концов Мюнстер пал под натиском епископских ландскнехтов – и, подобно ему, Чевенгур терпит поражение от нападающих на город войск. Впрочем, автор позже отмечает, что у Чевенгура немало общих черт и с историей богемских таборитов, пытавшихся построить вечное царство без собственности, господства и социальных бедствий.

Книга состоит из отдельных главок-работ, изучающих связи повести «Котлован» с мифом о Вавилонской башне, рассматривающих повесть «Ювенильное море» как пародию на жанр строительного романа, рассказывающих об эволюции мотива жертвы в творчестве ПЛАТОНОВА, судьбе безотцовщины, идущей к «отцу народов», культурных истоках представлений героев изучаемого автора о революции как конце времени. ГЮНТЕР проводит параллели идей Андрея ПЛАТОНОВА с «Философией общего дела» Николая Федорова и идеями Достоевского. Особое внимание он уделяет анализу детскости, чудиковости основных героев ПЛАТОНОВА.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.