Золотой век, рожденный из головы и живота.
Ханс ГЮНТЕР
По обе стороны утопии. Контексты творчества А. ПЛАТОНОВА
Серия «Научная библиотека»
М.: Новое литературное обозрение, 2012 год. — 216 стр.
Тираж 1500 экз.
Немецкий исследователь Ханс ГЮНТЕР изучает творчество Андрея ПЛАТОНОВА около 30 лет. Первая его публикация об этом писателе была опубликована на русском языке еще в 1991-м. А толчком к такому интересу послужил прочитанный когда-то «Чевенгур». Автора ошеломили параллели с событиями, происходившими в 1534-1535 годах в соседнем с ним вестфальском городе Мюнстер, когда тот находился во власти секты анабаптистов. Как в Мюнстере после провозглашения Нового Сиона безбожники были изгнаны, так и в Чевенгуре после ликвидации буржуазии пролетариат и прочие занимают опустевшие дома и съедают продовольственные запасы. В Мюнстере сжигают все книги, кроме Библии, и доверяют лишь авторитету религиозных вождей – в Чевенгуре слушаются представителей революционного авангарда, ссылающихся на сочинения Карла Маркса. В Мюнстере вводится своего рода полигамия, поскольку неимущие женщины выбирают себе покровителей – в Чевенгур приводят нищих женщин, несмотря на сектантский аскетизм. В конце концов Мюнстер пал под натиском епископских ландскнехтов – и, подобно ему, Чевенгур терпит поражение от нападающих на город войск. Впрочем, автор позже отмечает, что у Чевенгура немало общих черт и с историей богемских таборитов, пытавшихся построить вечное царство без собственности, господства и социальных бедствий.
Книга состоит из отдельных главок-работ, изучающих связи повести «Котлован» с мифом о Вавилонской башне, рассматривающих повесть «Ювенильное море» как пародию на жанр строительного романа, рассказывающих об эволюции мотива жертвы в творчестве ПЛАТОНОВА, судьбе безотцовщины, идущей к «отцу народов», культурных истоках представлений героев изучаемого автора о революции как конце времени. ГЮНТЕР проводит параллели идей Андрея ПЛАТОНОВА с «Философией общего дела» Николая Федорова и идеями Достоевского. Особое внимание он уделяет анализу детскости, чудиковости основных героев ПЛАТОНОВА.